Сегодня поисками оригинальных способов покрасить бумагу могут заниматься только очень творческие люди, которым не чужда прелесть ручной работы. Готовых вариантов декоративной бумаги существует огромное количество, и все же создание собственного варианта этого материала - это совсем другое... Итак, если вы задумались, как покрасить бумагу, чтобы придать ей мраморную или любую другую текстуру, знакомьтесь со старинными способами декорирования.
Искусство изготовления мраморных бумаг возникло в Персии в XIV—XV вв. А первая европейская книга с форзацем из мраморной бумаги была издана в 1569 году в Лионе. Вскоре по указу французского короля Генриха III были учреждены специальные гильдии ремесленников и торговцев, изготовлявших декоративные бумаги для украшения стен, для книжных переплетов и форзацев. Бумагой оклеивали коробки, шкафы, буфеты, зеркала, в небогатых домах ими заменяли цветные ткани для скатертей и занавесей, которые в то время были очень дороги. Бумагу продавали в Голландию, Германию и другие страны. Со временем мраморные бумаги стали теснить традиционные переплетные материалы телячью кожу и пергамент, сафьян, парчу, шелк.
Сегодня декоративным крашением бумаги интересуются не только реставраторы, как это было всего лишь пару десятков лет назад, но и коллекционеры, а также любители различного hand made.
Как покрасить бумагу под мрамор
Вам понадобятся краски, коллоидный раствор, бумага и поверхностно-активные вещества. Ассортимент природных красителей для этих целей в XVII-XVIII вв. не достигал и двух десятков: кошениль, охра, сажа и т. д. Краску получали, тщательно перетирая краситель со связующим веществом и мылом.
Сегодня для приготовления краски можно использовать «Темперу масляно-казеиновую» и сухие школьные оформительские краски. Темперу масляно-казеиновую разбавьте водой до такой консистенции, чтобы она стекала с кисти при встряхивании. Плитку краски из набора «Краски сухие школьные оформительские» замочите в небольшом количестве воды на сутки, тщательно перетрите краску в ступке, чтобы раствор загустел, добавьте 3—4 мл льняного или подсолнечного масла и 4—5 мл канцелярского клея и продолжайте энергично перетирать краску еще десять минут. Затем небольшими порциями добавьте воду и продолжайте перетирать краску, пока не получите требуемую консистенцию.
Основа — это раствор, на поверхность которого наносят краски. Для приготовления основы в прошлом использовали ирландский мох, камедь, гуммиарабик. Русские переплетчики получали основу из льняного семени — самого доступного для этой цели материала (сейчас его можно купить в аптеках). Двести граммов льняного семени поместите в кастрюлю, налейте два литра холодной воды, медленно нагрейте до кипения, кипятите две-три минуты и снимите с огня.
Добавьте пол-литра холодной воды, перемешайте и оставьте на сутки. На следующий день основу процедите через сито, постепенно она загустеет, но не забывайте, что работать надо только со свежим раствором, для через 3—4 дня он будет непригоден.
Техника окрашивания бумаги под мрамор
Для мраморного крашения пригодна практически любая бумага, белая или цветная. Главное требование к ней — она должна быстро и равномерно смачиваться основой. В прошлом, чтобы краска хорошо растекалась по поверхности основы, к ней добавляли желчь. Сейчас обычно применяют аптечную консервированную желчь или просто раствор мыла.
Красить удобнее в металлической эмалированной емкости. Заполните ее основой на три четверти высоты. Теперь надо нанести на поверхность раствора краски. Они должны образовать пятна требуемого размера и цвета, растечься тонким слоем, как бензин на воде.
Если капля краски тонет, плохо растекается на поверхности основы, края цветного пятна неровные, зубчатые, или цветное пятно уменьшается в размере, то разбавьте основу кипяченой водой и добавьте в краску желчь/мыло. Если капля краски на основе образует цветное, не сплошное пятно («паутину») большего размера, чем требуется для крашения, то добавьте к ней порцию такой же краски без желчи или в емкость — основу с большей вязкостью. Теперь проверьте поведение красок при наложении одного цветного пятна на другое и выберите лучший вариант.
Нюансы техники окрашивания бумаги
Краски набрызгивают на основу кистями разных размеров, а затем разводят колышками с заостренными концами и гребенками и создают рисунок. Когда рисунок готов, лист бумаги осторожно, от одного края к другому, накладывают на основу, а затем снимают, протягивая его через бортик емкости, чтобы удалить избыток основы. Краска должна прилипать к бумаге и не стекать. Красить бумагу надо без спешки, но по возможности быстро, так как рисунок постоянно меняется, разрушается.
Чтобы предотвратить появление на бумаге белых круглых пятен из-за образования воздушных пузырей, увлажните ее. Разложите на столе мокрое, хорошо отжатое полотенце; на один край положите лист бумаги, другим накройте его и выдержите 30—60 секунд. Листы сложите в стопку и прикройте полиэтиленовой пленкой.
После крашения каждого листа на основе остается небольшое количество краски. Подгоните ее газетной бумагой к бортику емкости и удалите. Постепенно желчь или вещества, заменяющие ее, переходят в основу, накапливаются в ней, краска оседает на дно. Изменяется также растекаемость краски на основе. Такую основу следует заменить свежей.
Как покрасить бумагу клейстером
Бумаги, окрашенные цветным клейстером, применяли для оклейки переплетов в XIX— начале XX вв. Клейстер варили из крахмала или муки: две столовые ложки пшеничной муки тщательно размешивали в небольшом количестве холодной воды, процеживали через сито, выливали в кастрюлю с двумя стаканами кипящей воды, нагревали до кипения и кипятили 2—3 минуты.
После охлаждения к клейстеру добавляли красящие вещества и тщательно перемешивали. Из современных красок можно использовать темперу масляно-казеиновую, гуашь, а также черную и цветные туши. Если в качестве красителя используют тушь, муки при варке клея берут больше. Акварельные краски также можно применять, но их предварительно выдерживают в небольшом количестве воды до образования пасты. Бумага для крашения цветным клейстером должна быть прочной и медленно впитывать воду.
Цветной клейстер нанесите на бумагу мягкой кистью ровным слоем. Раньше чаще всего применяли клейстер синего, черного или зеленого цвета. Рисунок создавали на мокром клейстере кистью, губкой, деревянным шаблоном, картонной гребенкой, расческой с редкими зубьями, валиком.
Рисунки в виде перекрещивающихся линий, орнаментов, цветы, выдавленные на цветном клейстере штампом, встречаются на переплетах старых книг, изданных в Западной Европе. Можно окрашивать бумагу клейстером двух-трех цветов, нанося его пятнами, пересекающимися или параллельными полосами, а затем картонной гребенкой нарисовать по клейстеру параллельные, волнистые, зигзагоподобные или любой другой формы полосы.
Таким образом можно окрашивать и белую, и цветную бумагу. Нежелательно наносить на бумагу большое количество клейстера, так как при высыхании он может трескаться и отслаиваться. Характером образующегося на бумаге рисунка можно управлять, изменяя консистенцию и количество клейстера на бумаге; механическим воздействием на бумагу; скоростью разъединения соприкасающихся половин окрашенного листа.
Как окрасить бумагу раствором красителя
Используя эту технику, сначала набрызгайте на бумагу растворы различных красителей для тканей: хлопка или шерсти, имеющиеся в продаже, или же черную и цветную тушь. Весь лист должен быть закрыт цветными пятнами. Как правило, набрызгивают на бумагу три-четыре раствора красителей разного цвета так, чтобы цветные пятна разных красителей отличались между собой по размеру, количеству и интенсивности. Бумага, окрашенная этим простым способом, часто применялась в XIX— начале XX в. для изготовления переплетов дешевых книг.
Декоративная бумага, предназначенная для изготовления переплетов, должна быть прочной. Для этого выпрямленный лист бумаги окрашенной стороной кладут на поверхность теплого 3—5% раствора пищевого желатина, протягивают лист через бортик емкости, чтобы удалить избыток раствора, и высушивают. Бумага будет прочнее, если вместо желатина использовать 5% раствор поливинилового спирта.
После того как книга переплетена, бумагу переплета парафинируют — шерстяной лоскут натирают парафином, а затем лоскутом натирают декоративную бумагу переплета.
Декоративное крашение бумаги не ограничивается описанными способами и приемами. Это творческая работа и каждый может внести в нее что-то свое. Самый сложный способ — мраморное крашение бумаги, самый простой — крашение цветным клейстером.
********************************************************************
Как сделать бумагу своими руками