Сегодня рисунок брызгами часто используется как отдельная, нетрадиционная форма рисования, позволяющая использовать нетрадиционные приемы. Но на самом деле ничего нового в этой технике, и в XIX столетии ее часто использовали при работе с начинающими художниками.
Живописцы позапрошлого столетия, работающие с учениками, считали, что рисунок брызгами, за счет простоты легкости приемов, позволяет вырабатывать твердость руки, хороший глазомер и лучшее понимание природных форм. Поэтому многие ученики известных художников создавали свои первые работы с помощью нехитрых предметов: старой зубной щетки, плоского металлического ситечка, китайской туши и различных природных объектов: листьев, цветов, семян красивой формы.
Конечно же, в качестве шаблона для рисунка можно взять любой объект, но в старину считалось, что лучше всего учиться рисованию на природном материале. Поэтому перед тем как приступить к рисункам брызгами, рекомендовалось заготовить побольше сушеных листьев разных размеров и форм.
Так, например, крупные декоративные листья использовались для заднего плана букета, мелкие - для переднего. Нет необходимости "устраивать охоту" за особо красивой формой - листья одуванчика, дуба, клена, винограда, папоротника, веточки овса выглядят в композициях не менее красиво, чем специально выращенные садовые декоративно-лиственные растения.
Листья собирают, просушивают между листами фильтровальной бумаги под прессом. Как вариант, можно воспользоваться техникой составления гербария, заодно освоив и это красивое искусство.
Для начала мастера рекомендовали осваивать методику рисунка брызгами на обычной белой бумаге; затем, по мере приобретения навыков, переходить на более интересные материалы - ткани с различной текстурой, дерево и пр.
Подготовка к работе
Перед тем, как начать рисовать, необходимо попрактиковаться в искусстве составления композиций. На листе бумаги или любой другой ровной поверхности раскладывают заготовленные листья так, чтобы получился красивый букет. Как правило, в таких ансамблях крупные листья располагаются сзади, все мелкие детали - на переднем плане.
Если осваивать рисунок брызгами хочется сразу на тканях, то эту композицию придется перенести на нужный материал, закрепляя каждую деталь очень тонкими иголками так, чтобы каждый лист прилегал к ткани максимально плотно.
В специальной емкости подготавливают нужную краску (она не должна быть слишком жидкой), затем обмакивают в нее кисточку и, держа ситечко над работой, трут о его решетку кисточку. Брызги, разлетаясь по работе, создают основной фон.
Особенности рисунка брызгами
После того, как краска окончательно высохнет, верхний ряд листьев осторожно снимают, после чего снова работают с краской, оттеняя детали то гуще, то слабее. Некоторые листья можно оставить совсем светлыми, некоторые - наоборот, затенить посильнее, проводя над ними щеточкой по несколько раз.
Работу продолжают, снимая поочередно все последующие слои листьев. Но при этом очень важно не торопиться и дать каждому слою краски хорошенько просохнуть, иначе на рисунке могут образоваться некрасивые пятна и потеки.
Когда работа будет закончена, тонкой кистью или пером обводят контуры всех деталей - это способствуют развитию твердости руки, а рисунок приобретает завершенность. Контуры передних листьев делают более резкими и четкими, задние - более размытыми. Глядя на оригинал, рисуют прожилки на каждом листе, чтобы добавить рисунку достоверности.
************************************************************************