понедельник, 10 августа 2020 г.

Рисунок на ткани своими руками

Для того чтобы сделать рисунок на ткани в домашних условиях, сегодня существует немало готовых решений: разнообразные трафареты, специальные маркеры и краски, промышленные средства для фиксации нанесенного рисунка. Но даже при таком разнообразии инструментов некоторые мастера предпочитают делать роспись по ткани классическими методами, о которых и пойдет речь чуть ниже.

роспись по ткани


Художественным оформлением текстиля человечество занималось с незапамятных времен, нанося рисунок на ткань с помощью резных дощечек с нанесенным на них красящим раствором. И даже сегодня, когда промышленность предлагает огромный ассортимент ярких, красивых тканей и одежды, роспись по ткани остается востребованной у людей с творческим взглядом на жизнь.

Существует несколько традиционных техник рисунка на ткани, среди которых наибольшей популярностью, пожалуй, пользуется горячий и холодный батик. Сама техника батика довольно сложна, но чтобы освоить ее на начальном уровне, вполне достаточном для создания оригинальных узоров, подойдут описанные ниже методы.

Суть батика заключается в том, что ткань покрывают специальным составом, не подвергающемся окрашиванию - это нужно для того, чтобы создать четкие границы рисунка. Участки ткани, свободные от этого состава, расписывают анилиновыми (или любыми другими подходящими) красителями, после чего удаляют состав. В итоге получаются рисунки на белом фоне.

роспись по ткани


Горячий батик


Ткань натягивают на подрамник (пяльцы), любым удобным способом наносят на нее нужный рисунок, после чего приступают к приготовлению резервирующего состава, состоящего из парафина (примерно 1/2 от общего объема), воска (1/4) и вазелина. Парафин и воск измельчают, смешивают с вазелином, нагревают на медленном огне, чтобы получилась однородная смесь.

Затем эту смесь наносят кистью по контуру рисунка и дают ему застыть. После этого приступают к нанесению красителя, покрывая им поверхность рисунка. Когда краска окончательно высохнет, ткань снимают с рамы, помещают между двумя листами бумаги и проглаживают горячим утюгом - в результате этих действий состав впитается в бумагу. При необходимости ткань можно прогладить несколько раз, пока она окончательно не очистится от резервирующей смеси.

батик техника рисунка по ткани


Холодный батик


Эта техника более сложная хотя бы по той причине, что самодельный резервирующий состав включает в себя резиновый клей, который разводят в бензине (примерные пропорции - 50/50) с добавлением небольшого количества парафина (около 10-15%).

Этот состав наносят по контурам рисунка при помощи тонкой стеклянной трубочки с загнутым кончиком (такие используются для плакатных работ). Трубочка обязательно должна быть тонкой, т.к. размер отверстия и толщина ее стенок напрямую связаны с толщиной создаваемого контура. Современные мастера иногда заменяют трубочку пластиковыми емкостями с длинным носиком.

Состав набирают в трубочку, наносят на ткань, стараясь не допустить образования потеков и капель, для чего трубочку накладывают и отнимают от ткани быстрыми уверенными движениями. Качество нанесения состава проверяют с помощью воды: смачивают тот участок, который будет подвергаться росписи: если вода остается в пределах контура, состав нанесен хорошо, если же наблюдается утечка, ткань подсушивают и корректируют линии контура.

Затем, как и в горячей технике, заполняют контур рисунка красителем. После выполнения работ состав не удаляют.

рисунок на ткани батик


Техника свободной росписи


В этом случае рисунок по ткани производится без нанесения ограничительного состава, нанося мазки кисти по предварительно выполненному контуру рисунка. Контуры, как правила, обводят пером, чтобы придать им четкость и графичность, хотя многие предпочитают использовать рисунки по ткани, имеющие расплывающийся, нечеткий силуэт - в этом случае нет необходимости дополнительной проработки контуров.

Если же по каким-либо причинам работа с пером не подходит, но хотелось бы получить узор с определенным контуром, то самым простым способом сделать это будет использование обычной хозяйственной свечи. Ребром донышка свечи обводят контуры рисунка, что позволит красителя оставаться в заданных пределах и не растекаться. Как правило, роспись выполняют от центра рисунка к его периферии, количеством наносимых мазков добиваясь нужной насыщенности цвета.

краска ткань



Роспись по накрахмаленной ткани


Ткань, изменившая свою структуру и ставшая благодаря крахмалу более жесткой, позволяет получить очень красивые и оригинальные рисунки. Роспись производится только по хорошо высохшей ткани, иначе краситель будет расплываться некрасивыми пятнами. 

На материал наносят контур рисунка, после чего приступают к росписи, выполняя ее пером и маленькими кистями. Мазки, как и в описанной выше технике, наносят от центра рисунка, добиваясь получения нужного тона, насыщая красками нужные фрагменты.

ткань рисунок


Роспись с использованием клея ПВА



Клей в данном случае используется как в качестве резервирующего слоя, так и в роли декоративного элемента. В небольшую емкость наливают клей ПВА (можно использовать и маленькие пластиковые флаконы с узким носиком), в него добавляют, например, бронзовую краску в порошке; если нужен другой цвет, то с клеем размешивают серебряную краску, гуашь или темперу. 

На ткань наносят нужный рисунок, натягивают ее на раме, после чего по контурам кистью или с помощью носика флакона тонкой равномерной полоской наносят клей с краской. Затем остается дождаться, когда контурная линия полностью просохнет, после чего можно приступать к росписи рисунка красками. 

роспись ткани клеем


Роспись с помощью клеевых и масляных красок


Такой способ нанесения рисунка на ткань считается довольно простым и часто используется для творческого детского досуга: в первом случае (клеевые краски) в работе используется гуашь с добавлением ПВА или столярного клея. Лучше всего для подобной техники подходят натуральные ткани: лен, шерсть или хлопок.

В ёмкость наливают краску нужного цвета и клей, тщательно размешивая состав палочкой. Ткань, как обычно, натягивают на раму, переводят на нее контур рисунка, после чего приступают к росписи. Краску наносят свободными мазками, начиная от средней линии элемента рисунка, постепенно приближаясь к контурам. Остающиеся просветы закрывают дополнительными мазками, стараясь наносить краску так, чтобы она ложилась максимально ровным слоем.

Если в рисунке планируется использовать несколько цветов, то сначала делают роспись одним, затем другим цветовым пятном, добиваясь нужного эффекта. Следует помнить, что в каждую краску нужно обязательно добавлять клей. 

Роспись масляными красками требует дополнительной подготовки: сначала выдавливают краску из тюбика на слабопроклеенную бумагу, например, газету, и оставляют на несколько часов, чтобы впиталось масло. Затем обезжиренную краску снимают, кладут в небольшую ёмкость, добавляют в нее растворитель и размешивают.

Роспись по ткани выполняют, как и в случае использования клеевых красок, добиваясь цветовой насыщенности многократными мазками. Роспись художественными масляными красками можно выполнять практически на любом виде ткани. После окончания работу просушивают в сухом, теплом месте в течение 1-3 дней.

рисунок по ткани масляными красками