понедельник, 8 февраля 2021 г.

Как сделать кораблик

Кому из нас в детстве не доводилось мастерить кораблики? Это были и поделки из тетрадного листа, сложенного по принципу оригами; и кораблики из ореховых скорлупок или древесной коры; и целые флотилии из старого пенопласта с воткнутыми в него соломинками-мачтами... Но как сделать кораблик, чтобы он был похож на настоящий и при этом отличался долговечностью и хорошими ходовыми качествами?

самодельный кораблик

Конечно же, интереснее всего запускать игрушечные кораблики на улице - в больших лужах, ручьях или настоящих водоемах, хотя и ванная комната в квартире может стать настоящим местом для соревнований разнообразных самодельных корабликов - как с парусом, так и без него.

Кораблик своими руками

Как сделать кораблик с парусом

Чтобы смастерить парусный кораблик, понадобится фанера толщиной 10 мм или аналогичная по толщине доска, из которой делают заготовку шириной 50-60 мм и длиной 130-150 мм. Один конец этой заготовки обрабатывают ножом, чтобы получился корпус (3) будущего кораблика. На другом конце делают тонкий пропил и помещают в него металлическую пластину (можно вырезать из консервной банки) — это руль (4) кораблика.

В центре заготовки делают отверстие диаметром 3 мм и вставляют в него мачту (2) - можно воспользоваться, например, старым стержнем от шариковой ручки. Самый простой парус мастерят из листа плотной бумаги, в котором делают два отверстия и надевают через них парус на мачту.

как сделать кораблик с парусом


Готовый парусный кораблик покрывают лаком или окрашивают масляной краской. Дальше остается только спустить парусник на воду и испытать его ходовые свойства: когда парус стоит прямо, кораблик должен плыть по прямой линии, но если он отклоняется от заданного направления, нужно немного изогнуть руль и тем самым подкорректировать курс кораблика. В дальнейшем установку курса задают поворотом паруса. 

Как сделать кораблик с паровым двигателем

В советские времена кружки, где дети занимались строительством судомоделей, были очень популярны, и частой поделкой в таких кружках являлись кораблики с паровыми двигателями. Если хочется вспомнить детство и построить такой кораблик, то для работы придется подыскать чуть более толстую доску. нежели для парусника - подойдет заготовка толщиной 15-20 мм. 

Сверху часть доски выдалбливают стамеской на глубину 10-12 мм и устанавливают в этой нише паровой двигатель (см. рисунок). Для изготовления такого двигателя понадобится жестяная консервная банка, толстая медная проволока и небольшая плоская баночка (как от советского вазелина, например).

Из жести вырезают две круглые заготовки (4) диаметром 20 мм и одну полоску (3) шириной 20 мм и длиной 60 мм. Острым тонким гвоздиком в жестяной полоске пробивают отверстие, а затем сворачивают эту полоску таким образом, чтобы получился цилиндр. Концы полоски соединяют методом пайки.

На боковые отверстия цилиндра накладывают круглые заготовки и тоже припаивают их к цилиндру - должен получиться паровой котел (1). Чтобы он устойчиво располагался на кораблике, к нему припаивают три ножки (2) из медной проволоки. Длина ножек - 25 мм.

как сделать кораблик с паровым двигателем


После этого в кормовую часть будущего кораблика помещают пластинку из кусочка жести - это руль. Судно спускают на воду, затем кладут на днище баночку из-под вазелина (ну или ту, которую удалось найти) и устанавливают в нее паровой котел, предварительно заполнив его наполовину водой. В баночку помещают небольшую свечку (или огарок).

Передвигая паровой двигатель по дну кораблика, опытным путем подбирают такое место, чтобы судно ровно стояло на воде. Затем разворачивают котел отверстием к корме и зажигают свечу: пламя начнет подогревать воду в котле, и вскоре из отверстия появится пар. Когда струя пара станет достаточно сильной, кораблик начнет двигаться.

 Как сделать кораблик с резиновым двигателем

Такие модели корабликов тоже были довольно популярны в советское время, и их делать ничуть не сложнее, чем кораблики с паровыми двигателями. 

Из деревянного бруска размерами 50 х 100 х 400 мм вырезают заготовку-корпус (3). На корме кораблика укрепляют две стойки (2), сделанные из металла толщиной 1,5-2 мм. Каждая стойка имеет размеры: ширина - 25 мм, длина - 40 мм, высота - 25 мм.

На расстоянии около 7-9 мм от верхнего конца в стойках делают отверстия под ось (1) — стальной прут диамет­ром 2-3 мм и длиной 190 мм. К концам оси припаивают колеса, составленные из двух лопастей (5) - их делают из жести от консервных банок толщиной 0,8-1 мм. Размеры: 30 х 180 мм с прорезями. 

Готовый кораблик ставят на воду и уравновешивают его положение креплением в определенном месте игрушечной фигурки. После этого заводят резиномотор (4) вращением колес и разворачивают кораблик носом по направлению предполагаемого движения — раскручивающиеся колеса будут ударять о воду и толкать кораблик вперед.

кораблик с резиномотором

 Второй вариант кораблика с резиномотором

Для корпуса (1) кораблика используют деревянную или фанерную заготовку толщиной 10 мм. Один ее конец заостряют, а в другом вырезают паз — для размещения двигателя, который состоит из лопасти (3) - ее можно сделать из тонкой фанеры или легкой металлической пластины и резинового кольца (2). Чтобы кольцо не соскакивало при движении кораблика, снаружи заготовки делают небольшие пропилы.

Теперь устанавливают двигатель: резиновое кольцо надевают и вставляют в него лопасть. Лопасть закручивают на несколько оборотом, скрепляют резиновое кольцо по краям лопасти колечками из проволоки или просто витками нитки. Лопасть закручивают таким образом, чтобы кольцо натянулось.

кораблик с лопастями


Кораблик ставят на воду, лопасть начинает раскручиваться, ударяет по воде и судно приходит в движение.  

Если двигатель сделать четырех­лопастным, то кораблик будет двигаться более плавно. В этом случае понадобятся две одинаковые лопасти с пропилами по центру. Толщина пропилов должна со­ответствовать толщине лопасти. Лопасти соединяют между собой и надевают на них резиновое кольцо: при пуске кораблика очень важно, чтобы лопасти находились точно по центру паза, иначе судно будет отклоняться от заданного курса. 

Как сделать катамаран

Еще один интересный вариант самоходного судна - это катамаран, который делают из небольших полиэтиленовых емкостей (для совсем маленького катамарана можно взять полиэтиленовые аптечные пузырьки)

Сначала делают палубу (5), размеры которой будут зависеть от вида имеющихся в наличии пузырьков или бутылок. Но форму палубы и размеры ее внутреннего отверстия (оно определяется габаритами резиномотора) важно сохранять при любом раскладе.

 Материалом для палубы служит тонкая фанера или любой другой прочный материал толщиной около 3 мм. Наружный профиль палубы и ее внутреннее отверстие удобно выпиливать лобзиком. Палубу прикрепляют к бутылкам с помощью клея или крепко привязывают леской (для этого с обоих концов палубы нужно сделать выступы).

Резиномотор можно смастерить следующим образом: в пробке (4) диаметром 50 мм и длиной около 50-70 мм прорезают четыре канавки и укрепляют в них лопасти (3): как всегда, их можно сделать из тонкой фанеры или жести от консервной банки. 

Затем связывают два кольца (1) петлей из хорошей резины (2), надевают петлю на пробку между парами противоположных лопас­тей и завязывают на резине по обеим сторонам пробки узлы. Кольца надевают на боковые выступы палубы. Резина при этом должна немного натянуться, а пробка с лопастями отстоять от краев выреза палубы на равном расстоянии.

самодельный катамаран


Закрутив колесо резиномотора на несколько десятков оборо­тов, опускают катамаран в воду и отпускают колесо. Оно начи­нает раскручиваться, и лопасти толкают катамаран вперед.

*****************************************************************************

Поделки из пробок: самодельные ретро-игрушки

поделки из пробок