Ручная полировка металла во все времена занимала умы не только мастеров, изготавливающих различные изделия из этого материала, но и обычных домохозяек. Например, в старину возле каждого сельского дома можно было увидеть куст бузины. И не только потому, что ее цветки отгоняли мух, а ягоды служили средством для лечения дыхательных путей, но и по той простой причине, что горсть этих красных ягод, размятых до сока, служила отличной полировочной пастой для самоваров и прочей домашней утвари из меди.
В декоративно-прикладном искусстве, разумеется, полировка металла производилась более совершенными с технической точки зрения методами, но даже при хорошо развитом-научно техническом прогрессе мастера продолжали использовать природные материалы и старинные, хорошо зарекомендовавшие себя средства.
Полировка металла в ювелирном деле или в изделиях сложной формы
Как правило, при классической ручной полировке паста наносится на куски войлока, фетра, сукна или кожи. Сначала изделие обрабатывают пастой, нанесенной на войлок и кожу, а затем отполировывают до блеска фетром или сукном. Но если нужно отполировать сложные или малодоступные поверхности, например, в мелких ювелирных изделиях, или же находящиеся в узких углублениях, то полировку делают выполняют палочками из древесины с однородной текстурой, как у липы, березы, осины, лещины или бука.
Такие палочки можно вырезать самой разной формы: в зависимости от вида полируемой поверхности, т.е. цилиндрическим, прямоугольным, треугольным сечением, с выпуклой/вогнутой рабочей частью и т.д.. Рабочую часть палочки натирают пастой, частицы которой в процессе полировка металла будут проникать в древесину и надежно в ней закрепляться.
Полировка металла рогозом и нитками
Как бы это странно ни звучало, но полировку металла можно делать не только древесиной, но и распространенным болотным растением - рогозом, точнее, его стержнем. Стержень находится внутри созревших "початков", который в конце лета выглядят как темно-коричневые узкие цилиндры, видимые издалека. Эти "початки" срезают, высушивают, после чего аккуратно удаляют весь пух, а из стержня, на котором он держался, мастерят шлифовально-полировальные палочки. Их прочные шершавые поверхности хорошо удерживают полировальные пасты.
Конечно же, для более крупных поверхностей понадобятся иные средства обработки. Например, деревянные колодки разной формы, оклеенные кожей внутренней стороной наружу. Вместо кожи можно использовать тонкий фетр. Очень узкие сквозные отверстия в ювелирных изделиях полируют с помощью суровой нити или нескольких нитей, свитых в веревочку. Один конец такой нити привязывают к вбитому гвоздику, другой держат в руке. Нить натирают пастой, пропускают ее в отверстие, и, натянув, полируют ею поочередно каждый проем.
Сухие травы для полировки металла
Пожалуй, одними из первых средств, которыми в старину осуществлялась полировка металла, были различные высушенные травы. Сегодня такие методы обработки считаются уже почти забытыми, поэтому имеет смысл напомнить о них и сохранить - для потомков.
Чаще других растений для полировки использовались взморник и хвощ. Взморник собирают на берегу моря после отливов, но он, к сожалению, доступен только жителям прибрежных районов. А вот различные виды хвоща можно встретить во всех уголках страны: он растет и в лесу, и в поле, и в низких болотистых местах. В лесу, например, обычно встречается хвощ зимующий, а на лугах и полях как сорняк растет хвощ половой, в сырых же местах можно увидеть большие заросли приречного хвоща.
Эти растения можно с успехом использовать для полировки металла, так как во всех их частях содержатся частицы кремния. Но больше других кремнием богат так называемый хвощ зимующий, растущий в лесу. Чтобы заготовить хвощ, его срезают ножом или ножницами и сушат на солнце. Полировать можно сухой или слегка увлажненной травой. Также можно части засушенного растения наклеить на бумагу и пользоваться ею так же, как и шлифовальной "шкуркой".
При желании нетрудно изготовить удобную полировальную бумагу, листы которой можно хранить долгое время и использовать по мере необходимости. Для этого с помощью кофемолки сухое растение измельчают в мелкий порошок, затем распускают заранее замоченный столярный (костный) клей (7 частей клея на 20 частей воды). В клеевой раствор добавляют 1 часть квасцов и 3 части глицерина: квасцы предотвращают загнивание клея, а глицерин придает ему эластичность.
Листы бумаги или ткани фиксируют кнопками на ровной поверхности, затем их густо смазывают клеем и, не дожидаясь, когда он высохнет, насыпают на слой клея измельченный хвощ, который уплотняют, прижав сверху к бумаге плоским грузом. Когда клей высохнет, лишний, не приставший к нему порошок удаляют щеткой. Выбрасывать эти остатки не нужно: их можно пустить на изготовление других листов полировальной бумаги. Кстати говоря, у полировальной бумаги из хвоща можно также с успехом использовать и обратную сторону, особенно при завершающем этапе отделки, при наведении глянца.
********************************************************
Окраска золотом: старый забытый способ