понедельник, 21 октября 2024 г.

Гелиоминиатюра - старинное интерьерное украшение своими руками

В позапрошлом столетии многие элементы интерьера были такими же, как и сейчас, менялась только техника их изготовлений. Так, например, многие, как и сегодня, украшали стены и полочки цветными фотографиями в рамках или эстампами, но с той лишь разницей, что "расцвечивать" эти фото приходилось своими руками и очень необычным способом. Так появилась на свет гелиоминиатюра.


гелиоминиатюра


Гелиоминиатюра - очень интересная разновидность изготовления интерьерных элементов, сегодня уже основательно забытая. В XIX веке эту технику использовали для превращения обычных фотографий или эстампов в эффектные настенные украшения, практически картины, создающие иллюзию письма маслом.

Раскрашивание черно-белых снимков вообще было очень популярным видом мастерства, которое высоко ценилось и неплохо оплачивалось: потребитель с удовольствием покупал снимки с пасторальными и умильными сюжетами, выполненные в цвете. 

Конечно, с современной точки зрения такие "работы" выглядят несколько сомнительно и даже аляповато, но даже в этой несуразности есть какая-то очень милая ретро-нота, привлекающая внимание. Гелиоминиатюра, которая стояла на ступеньку выше (по художественному исполнению), конечно же, пользовалась еще большим спросом, и мастерство это охотно изучалось для применения в домашних условиях.


старинное фото в рамке


Как сделать гелиоминиатюру: подготовительный этап

На начальном этапе подбирают черно-белую фотографию или эстамп, сюжет которых подходит для дальнейшего изготовления интерьерного украшения. Когда-то давно фотографии печатали на очень плотной бумаге, а иногда - для лучшей сохранности, и вовсе наклеивали их на плотный картон. 

Поэтому для начала необходимо отделить эту подложку от снимка. Фотографию кладут на тарелку, обливают кипятком, выдерживают некоторое время. пока она размокнет, после чего очень осторожно и аккуратно отделяют тонкий слой с нанесенным изображением от остальной бумаги. Снятый слой высушивают между листами пропускной бумаги (подойдут бумажные полотенца - главное, чтобы изображение не прилипло к бумаге).

Подготовка новой подложки для миниатюры

На следующем этапе понадобятся две стеклянные пластинки, размером чуть больше, чем снятый снимок. Стекла должны быть гладкими, без пузырей и царапин, ну и конечно же, чистыми. Для этого их моют, протирают толченым мелом или зубным порошком, после чего натирают мягкой бумагой (салфеткой, бумажным полотенцем).

Затем берут 10 г желатина и растворяют его в небольшом количестве винного спирта. Когда желатин полностью растворится, то этим раствором аккуратно поливают подготовленные стеклянные пластины. Рекомендуется стекло держать чуть наклонно, чтобы желатин равномерно и тонко расходился по его поверхности.

Сразу же после этого на желатиновый слой накладывают лицевой стороной к стеклу высушенное изображение (оборотная часть фотографии должна смотреть на мастера). Ватным тампоном или мягкой кисточкой разглаживают рисунок, чтобы он плотно прилегал к стеклу. Затем рисунок оставляют в таком положении до полного высыхания.

Обработка миниатюры

После того, как желатиновый слой с приклеенной к нему картинкой подсохнет, приступают к шлифовке будущей миниатюры. Наждачной бумагой (самой мелкой) очень осторожно начинают шлифовать оборотную часть рисунка, снимая оставшиеся слои бумаги. Это делают до тех пор, пока бумага не станет вполовину тоньше - фотография должна стать практически прозрачной.

Чтобы добиться еще большей прозрачности, в отдельном сосуде нагревают немного венецианского терпентин (растворитель с высокой степенью очистки) и смешивают его с небольшим количеством винного спирта. С помощью кисточки этим составом покрывают рисунок и дают просохнуть. После этого наносят еще один-два раза наносят растворитель, пока рисунок не приобретает полную прозрачность.

После этого на рисунок накладывают вторую стеклянную пластинку и края их соединяют с помощью наклеенной бумажной полоски, чтобы они не расходились и имели аккуратный внешний вид.


раскрашенное фото



Раскрашивание гелиоминиатюры

На последнем этапе изготовления этого интерьерного украшения приступают к раскрашиванию изображения. Это делают масляными (можно и акварельными, если нет навыка работы с маслом) красками прямо по второй стеклянной пластинке, приклеенной поверх рисунка.

Работу начинают с мелких деталей - черты лица, украшения, отдаленные элементы пейзажа и пр. Если на миниатюре изображен человек, то после обработки деталей краской телесного цвета раскрашивают видимые части тела: руки, ноги, лицо и пр., стараясь наложить краску как можно ровнее.

Затем раскрашивают волосы и элементы одежды, учитывая естественные перепады света и тени на рисунке - например, где-то на белый воротничок подойдет чисто белая краска, где-то ее нужно немного затенить. Если где-то произошла ошибка, то это место аккуратно удаляют скипидаром (если краска масляная) или водой (если работа производилась акварелью) и рисуют заново.

Когда гелиоминиатюра будет готова, на ее заднюю сторону наклеивают лист бумаги (фон), а саму работу вставляют в рамку

Очень интересными получаются миниатюры, если используется не один рисунок, а два одинаковых. В таком случае фотографии обрабатываются так же, как и описано выше, но второй рисунок наклеивают на стекло не лицевой стороной вниз, а изнаночной. Затем этот второй рисунок раскрашивают и оба стекла соединяют так, чтобы контуры рисунков совпадали.


************************************************


фонарики из гофрированной бумаги