Объемные макеты на исторические темы, изображающие здания, предметы, обстановку, окружающие человека прошлых эпох, позволяют наглядно и увлекательно создавать представление об ушедшем времени. И сделать такие макеты не так уж сложно своими руками, воспользовавшись такими доступными материалами, как бумага, картон, клей.
Для изготовления исторических макетов понадобятся следующие материалы и инструменты:
- картон;
- старые газеты или любая другая ненужная бумага;
- картофельный крахмал (клей для бумаги);
- гуашь;
- наждачная бумага;
- кухонная терка;
- ножницы;
- перочинный нож;
- напильник;
- кисти для красок.
Самый удобный и простой материал для изготовления макетов в домашних условиях - это папье-маше в виде бумажной массы (листы или
куски бумаги, склеенные вместе в несколько слоев, которым во влажном состоянии
можно придать любую форму). Сделать его можно самым простым способом, который только существует.
Листы
бумаги или старые газеты складывают в несколько слоев и туго сворачивают трубкой. Затем скрученную бумагу натирают на обычной кухонной терке, чтобы получилась мелкая бумажная пыль. Комки и обрывки
бумаги удаляют, размельченную бумагу помещают в емкость, куда добавляют теплый клейстер и размешивают все ингредиенты до получения густой массы, напоминающей кашу.
Этой бумажной массой покрывают отдельные части макета, ранее оклеенные
несколькими слоями бумаги, или картонные поверхности изделия.
После высыхания папье-маше на него хорошо ложатся краски и не
требуется дополнительной обработки поверхности. Нужно только зачистить ее в
некоторых случаях напильником или наждачной бумагой. Бумажная масса после нанесения на макет позволяет хорошо передать неровности почвы, каменную кладку стен, различные детали изображаемого предмета или сооружения.
Натирать бумагу можно мелко и крупно, особенно хорошо измельчается сухая бумага. Если скрученную бумагу перед натиранием слегка смочить в воде, то она измельчается значительно быстрее, но не так мелко, могут получиться комки. Для покрытия стен и других частей макета, которые должны изображать текстуру камня, нужна мелко натертая бумага; для деталей, изображающих текстуру земли, гор или скал пригодна даже комковатая масса. Подставки для макетов обычно делают из фанеры, но края листа нужно обязательно укрепить деревянной рамкой, иначе после высыхания папье-маше фанера может деформироваться.
Макет землянки первобытного человека
Климат в те времена был крайне суровый, пещер на всех не хватало, поэтому люди были вынуждены сооружать землянки, спасающие от холода и непогоды. Сверху землянки были устланы стволами деревьев, на которые были набросаны мох и сучья, над проходами, которые вели внутрь землянок, устраивали навесы из прутьев или костей крупных животных.
Из картона вырезают картона каркас макета, который прикрепляется к фанерной подставке и приклеивается к согнутому полукругом картонному заднику. Для прочности каркаса внутри него располагают опоры из картонных полос, свернутых трубкой. Пол и стены землянки, стены прохода и ямы для хранения пищи вырезают из картона и приклеивают узкими полосками бумаги к каркасу.
Потолок землянки складывают из деревянных палочек или толстых прутьев и сверху обмазывают бумажной массой. Стены и пол землянки также покрывают тонким слоем папье-маше и после просыхания окрашивают под цвет земли и глины. В центре землянки из обломков прутьев и обрезков красной бумаги мастерят имитацию костра. Над входом в жилище и над ямой для хранения припасов делают навесы из прутьев, скрепленных тонкой проволокой.
Сверху каркас покрывают мятой бумагой, имитирующей бугры и складки местности, и обклеивают в несколько слоев мелко нарезанной бумагой. Когда бумага высохнет, ее покрывают слоем папье-маше. Для изображения мха можно использовать лоскутки зеленого бархата или настоящий мох, если удастся его найти. После просушки окрашивают верхнюю часть макета, а на заднике рисуют далекие холмы, лес, небосклон. Для оживления макета на нем можно разместить фигурки людей, сделанные из пластилина или вырезанные из картона.
Макет свайного поселения
В период нового каменного века (2—4 тыс. лет до н. э.) люди часто жили в поселениях, сооруженных на сваях по берегам рек и озер или над водой на небольшом расстоянии от берега. Сооружали свайные постройки следующим образом: в дно озера вбивали заостренные сваи так, чтобы верхушки их торчали на равной высоте над водой, верхушки свай соединяли горизонтальными балками, на которые из таких же балок настилали пол. На него укладывали глину, мох и тростник. На полученной ровной площадке возводили жилища, стены которого обычно сплетали из прутьев и обмазывали глиной, а крышу покрывали тростником или соломой. Внутри жилищ устраивали очаги из камней, скрепленных глиной.
Чтобы сделать макет такого жилища, на фанерном основании закрепляют каркас макета из спичечных коробок и картона. Коробки - по три в каждой опоре, размещают по краям
подставки и в средней ее части; коробки у краев
подставки приклеивают одну к другой и к фанерному основанию. Из размещенных в
середине заготовок приклеивают к подставке снизу по две коробки в каждой опоре, верхние же коробки приклеивают к картонному каркасу. Затем вырезают и укрепляют на опорах каркас.
Дно водоема окрашивают под цвет воды, оклеивают бумагой
склоны берега (не выше уровня двух спичечных коробок в опорах). Склоны окрашивают под цвет глины и травы, на некотором расстоянии от берега укрепляют несколько деревянных стержней высотой по 3 см
(по высоте они должны соответствовать уровню двух спичечных коробок). Это
подводная часть свай.
Между берегами озера натягивают прозрачную
бумагу или полиэтилен, которые имитируют водную поверхность. Края прозрачного материала размещают между вторым и третьим коробками (в каждой опоре, считая снизу) и закрепляют булавками. После этого над подводными частями свай укрепляют деревянные
стерженьки, изображающие части свай, выступающие над водой (их высота примерно 1,5 см ).
Картонный каркас и
верхние склоны берега оклеивают мелко нарезанной бумагой
и покрывают тонким слоем бумажной массы. Из мятой бумаги мастерят возвышенные части берега, на котором можно расположить деревья и кусты. Из мха или окрашенных в зеленый цвет опилок изображают траву.
Остается сделать жилища на сваях: балки для пола мастерят из дерева, после укладки их на сваи площадку обмазывают бумажной массой. Дома вырезают и склеивают из картона, стены из прутьев и соломенную крышу можно нарисовать на картонном каркасе дома, преварительно обклеив его бумагой. Но визуальное впечатление от макета будет намного лучше, если на картонные стены наклеить тонкие веточки, а на крышу — соломинки. Стены после этого надо промазать бумажной массой и окрасить ее под цвет плины.
Из пластилина или картона можно сделать фигурки людей, лодки, утварь и расположить все это на макете так, чтобы изображенная сцена соответствовала образу жизни и занятиям людей нового каменного века.
Макет египетской пирамиды
Макет пирамиды сделать своими руками довольно просто: на фанерной подставке
размещают картонный каркас пирамиды, имеющей квадратное основание и четыре
боковые треугольные стороны. Для прочности каркас с внутренней его
стороны укрепляют четыре деревянных ребра (можно просто склеить боковые стороны из
двух-трех слоев картона).
Каркас равномерно обклеивают несколькими слоями мелко
нарезанной бумаги. Мятая бумага, разложенная на подставке, имитирует неровности
почвы. Подставку оклеивают комками мятой бумаги тоже в несколько слоев. После просыхания на каркас и подставку наносят тонкий слой бумажной
массы. Для каркаса пирамиды бумага натирается мелко, для подставки — более крупно.
Поверхность пирамиды тщательно заглаживают, на еще влажном папье-маше тонкой палочкой выдавливают контуры камней.С целью оживления ландшафта в некотором отдалении от пирамиды можно разместить несколько пальм. Листья пальмы делают из бумаги, ствол — из деревянного стержня. К стержню прикрепляют ниткой или бумагой листья, нарезанной узкими полосками.
Когда папье-маше просохнет, макет окрашивают гуашью: пирамиды — под серый камень (с желтоватым оттенком), подставку — под цвет песчаной пустыни.
Макет средневекового замка
Как правило, замки строили на высоких холмах, иногда для сооружения замка насыпали искусственный холм. Замок был окружен рвом и каменными стенами, толщина которых достигала 5—7 метров, на углах возводили сторожевые башни с бойницами. Войти в замок можно было только через единственные ворота, к которым вел подъемный мост, перекинутый через ров. За наружным двором замка находился второй, внутренний двор. Здесь возводили главное укрепление замка — высокую башню — донжон.
Для изготовления макета на фанерной подставке укрепляют картонный каркас холма и размещают на нем макет замка. Поверхность холма должна быть наклонной, что позволит лучше рассматривать макет издалека. Каркас холма крепят на картонных опорах, а затем покрывают папье-маше так же, как и при изготовлении описанных выше макетов.
Стены и башни замка — картонные. Для стен картон надо склеить в два слоя. Стены и башни покрывают папье-маше по картону и на влажной еще массе чертят линии каменной кладки. Стены замка не окрашивают, т.к. высохшая бумажная масса внешне напоминает серый камень, раскрашивают только склоны холма, ров и крыши замковых помещений (под цвет черепицы).
Макет замковой башни (донжон)
Если противник преодолевал ров и стены замка и врывался во внутренний двор, феодал со своими людьми запирался в донжоне. Входная дверь в башню помещалась на большой высоте, к ней вела приставная лестница, которую в случае осады убирали. Нижний этаж донжона в мирное время служил тюрьмой для пленных или непокорных крестьян. На втором или третьем этаже был склад оружия, а на верхнем этаже хранились запасы продуктов питания и воды. В нижнем этаже имелся обычно колодец.
Макет изображает замковую башню в разрезе: стены башни сделаны из двух листов картона, согнутых полукругом и установлены на основании, представляющем собой картонный каркас, оклеенный бумажными обрезками. Снаружи и изнутри стены покрыты слоем папье-маше, на котором выдавливают контуры камней. Прорези в картоне для амбразур оклеиваются бумагой, на которую также наносится слой бумажной массы. Винтовая лестница сделана из полоски бумаги, сложенной ступеньками.