понедельник, 3 февраля 2020 г.

Как окрасить одежду в стильной технике тай дай

Тай дай: ничего нового в этой оригинальной технике окрашивания тканей нет: в 60-е годы хиппи использовали этот метод для создания психоделических узоров на своей одежде; в конце 80-х советская молодежь с помощью отбеливателя и этой технике создавала модную "варёнку" на традиционной джинсовой ткани; ну а сейчас дизайнеры с мировым именем обратились к этому способу для создания своих коллекций: тай дай снова в моде и находится на пике популярности.

применение техники тай дай


Еще в конце 70-х солидные советские журналы для молодежи пытались сделать вид, что никаких хиппи не существует и способ создания причудливых узоров на одежде - это разработка советской текстильной промышленности. Поэтому многие журналы публиковали подробные описания использования техники тай дай. Рассмотрим ее поподробнее.

В чем заключается оригинальность этого способа? Прежде чем красить ткань аналиновым или любым другим красителем, ее надо хорошенько перевязать крепкой ниткой или шпагатом. Перевязать разными способами (см. рисунки ниже): тогда в тех местах, где ткань перевязана, она не окрашивается совсем или остается более светлой. Постепенные переходы от белого к светлому и затем к интенсивно окрашенному фону создают затейливость полученного узора.

Простые способы техники тай дай 


Первая группа рисунков напоминает «паутину». Светлые неокрашенные участки ткани располагаются здесь в виде радиальных колец с более темной серединой в центре круга. Для получения этого узора ткань перевязывают так, как показано на рисунке 1. Если нужно получить четкую круглую или овальную форму, то нитками (швом «вперед иголкой») намечают линию рисунка, стягивают свободные концы нити и, обмотав два-три раза вокруг собранной ткани, завязывают узлом (рис. 2).

техника окраски ткани


Не менее интересный узор, расположенный по горизонтали, можно получить, если воспользоваться приемами, показанными на рисунке 3. Одинарную или сложенную пополам ткань надо собрать на нитку швом «вперед иголкой», а затем свободные концы нитки обмотать вокруг ткани и перевязать. В результате у вас получится узор, напоминающий кайму, которую обычно используют по низу изделия.

вариант техники тай дай

Чуть более сложный по ритму расположения полос узор можно получить, если работать по схеме, приведенной на рисунке 4. В этом случае ткань складывают в два этапа. Сначала ее сгибают по горизонтали в два либо в четыре слоя, а затем по вертикали в виде «гармошки». Сквозь «гармошку» протаскивают нить и обматывают ею собранную ткань.

окрашивание тай дай


Узор в оригинальную клетку получится, если вести работу так, как показано на рисунках 5 и 5а. Здесь, кроме необходимой веревки или нитки, еще понадобятся две доски шириной 10 — 15 см и длиной чуть меньше ширины взятой ткани. Кусок ткани складывают «гармошкой» по горизонтали и кладут на доску. Сверху заготовку прикрывают другой доской и связывают ткань с досками веревками, как показано на рисунке 5. Окрасив полученный «бутерброд», изменяют направление перегиба ткани (рис. 5а) и повторяют окрашивание.

разновидность техники тай дай


В результате такого сложной техники получается ткань в клетку, где участки ткани, закрытые досками, будут слабо окрашены, а середина их останется фактически неокрашенной. В этом случае можно использовать краски двух различных цветов (синий и зеленый, красный и желтый, красный и зеленый). Некоторые сложности здесь могут возникнуть из-за длины выбранной доски. Необходимо, чтобы вся ткань с досками поместилась в емкость для окрашивания. 

как красиво покрасить ткань


Получение сложных узоров техникой тай дай



Самый сложный и, пожалуй, наиболее интересный узор получается, если руководствоваться рисунком 6. В этом случае имеются не отдельные орнаментальные формы, а сложный узор из относительно одинаковых геометрических фигур. Достигается это за счет сложного перегиба ткани и определенного способа ее перевязывания. 

Ткань складывают по горизонтали, сгибают пополам или в виде «гармошки», чтобы получился прямоугольник. Его делят на равные квадраты и каждый сгибают по диагонали так, чтобы сложенная ткань образовала треугольник, состоящий из нескольких слоев ткани. Затем треугольник перевязывают в центре от верхнего угла к основанию: его острые углы распадутся на несколько «долек». Каждую из них перевязывают на конце, обмотав ниткой. Если стороны треугольника достаточно длинные, то их можно перевязать в двух местах, на расстоянии 5—б см друг от друга. Этим способом можно окрасить целый отрез ткани, получив на нем своеобразный рисунок.

тай дай на ткани


Интересные купонные ткани с рисунком в виде каймы понизу и со сложными орнаментальными полосами вверху образуются при сочетании нескольких приемов складывания и перевязывания ткани. Например, для длинной юбки можно использовать используйте последовательно способы, данные на рисунках 1, 2, 3 и 4. Окрашивать можно ткани не только для одежды, но и чисто декоративные — для занавесок, покрывал, панно. В последнем случае декоративную ткань надо натянуть на раму, повесить как картину.

техника тай дай для интерьера дома


Полезные советы по выбору ткани и использованию техники тай дай


Лучше всего для экспериментов с техникой окрашивания тай дай использовать хлопчатобумажные ткани: бязь, ситец, сатин, тонкое простынное полотно. Они должны быть белые или светлых тонов, лучше однотонные или в редкий набивной рисунок (горошек, полоску). Вполне пригодны и ткани, бывшие в употреблении, выгоревшие или потерявшие яркость. 

Если сложное крашение будет получаться с нужным результатом, можно проводить эксперименты и с более дорогими тканями: шелком, шерстью или вискозой. Только важно не забывать, что каждому виду ткани соответствует свой тип красителя. Так, например, для материалов, содержащих синтетические волокна, требуются более сложные по составу красители, нежели для натуральных тканей. 

В отличие от акварельных красок красители для тканей нельзя смешивать между собой для получения нового цвета. Если, например, имеется синяя и желтая краски, а хочется получить ткань зеленого цвета, то нужно окрасить ткань сначала в синий цвет, а потом — в желтый (или наоборот).

тай дай окрашивание


Подготовленный к крашению материал замачивают в теплой воде, слегка отжимают, тщательно расправляют и опускают а красильный раствор. Чтобы окраска получилась ровной, во время крашения нужно поворачивать материал как можно чаще. При добавлении в красильный раствор соли или уксуса (для закрепления красителя) материал надо обязательно приподнять и раствор хорошо размешать.

После окрашивания тканей или готовых изделий их надо полоскать в два этапа. Сначала материал (или изделие) полоскают в том виде, как он красился, то есть с завязанными узлами. Затем снимают все нитки и продолжают полоскание до тех пор, пока вода не станет чистой.

Чтобы очистить эмалированную посуду от красителя, кроме обычных чистящих порошков и паст, можно применить питьевую соду.