Художник из Канады Steven Spazuk получил признание публики, благодаря своим необычным картинам, выполненным на бумаге, предварительно закопченной свечой. Оригинальная техника этих работ казалась публике чем-то совершенно новым в изобразительном искусстве, но при этом мало кому было известно, что подобный способ рисования еще в конце 60-х гг. преподносился советским детям как один из способов развлечения на досуге.
Изданная в 1961 году книга, повествующая о забавных самоделках и занимательном времяпрепровождении, в том числе рассказывала и о методе рисования на закопченной бумаге. Современному ребенку, пресыщенному многообразием форм художественного творчества и обилием принадлежностей для рисования, такой необычный метод может показаться очень интересным, попробуйте!
Для рисования понадобится глянцевая бумага, из которой автор книги рекомендует вырезать кружок, смочить его водой и плотно прижать к донышку или углублению тарелки так, чтобы бумага ровно пристала к ней, без морщинок и пузырей - это обеспечивает дальнейшее удобство работы.
Держа края тарелки, бумажный кружок осторожно коптят над пламенем свечи - уровень покрытия сажей определяется в индивидуальном порядке. Кому-то понравится рисовать на тонком слое сажи, кто-то предпочтет создать густой, бархатисто-черный слой. После того, как бумага будет подготовлена, приступают к рисованию.
В качестве рабочего инструмента может использоваться толстая игла, спица, заостренная палочка, кулинарная шпажка, на которую намотан клочок ваты, кисточка с металлической щетиной - все будет зависеть от того, какая толщина штриха нужна для рисунка. Неудачные штрихи можно исправить копчением - просто подержать это место над свечой и попробовать нарисовать заново.
Так, например, художник Стивен Спазук, о котором шла речь выше, предпочитает сначала внимательно рассмотреть абстрактный узор, который на бумаге образует копоть, а затем уже, представив, какой рисунок можно из этого сделать, начать инструментами стирать сажу, придавая рисунку нужную форму. Чтобы добиться полутонов, т.е. плавного перехода от черного цвета к белому, автор книги рекомендует белые места на рисунке чуть-чуть подкоптить. И кстати, очень интересные заготовки для рисунка могут получиться из оттиска на копоти каких-либо предметов.
Зафиксировать рисунок можно с помощью лака для волос или насыщенного сахарного сиропа, налитого в пульверизатор. Главное - найти такое расстояние, распыляя с которого фиксатор, хрупкое изображение не пострадает и не размоется.
Можно рисунок попробовать сделать сразу с рамкой: для этого к листу бумаги водой (не клеем!) приклеиваются бордюры, вырезанные из бумажных полосок, заготовка коптится над свечой, после чего рамка удаляется - на бумаге остаются белые контуры. Таким же образом можно сделать и интересные узоры сажей: из бумаги вырезают сквозной трафарет с нужным орнаментом, заготовку держат над свечой, после чего трафарет убирают.
Изданная в 1961 году книга, повествующая о забавных самоделках и занимательном времяпрепровождении, в том числе рассказывала и о методе рисования на закопченной бумаге. Современному ребенку, пресыщенному многообразием форм художественного творчества и обилием принадлежностей для рисования, такой необычный метод может показаться очень интересным, попробуйте!
Для рисования понадобится глянцевая бумага, из которой автор книги рекомендует вырезать кружок, смочить его водой и плотно прижать к донышку или углублению тарелки так, чтобы бумага ровно пристала к ней, без морщинок и пузырей - это обеспечивает дальнейшее удобство работы.
Держа края тарелки, бумажный кружок осторожно коптят над пламенем свечи - уровень покрытия сажей определяется в индивидуальном порядке. Кому-то понравится рисовать на тонком слое сажи, кто-то предпочтет создать густой, бархатисто-черный слой. После того, как бумага будет подготовлена, приступают к рисованию.
В качестве рабочего инструмента может использоваться толстая игла, спица, заостренная палочка, кулинарная шпажка, на которую намотан клочок ваты, кисточка с металлической щетиной - все будет зависеть от того, какая толщина штриха нужна для рисунка. Неудачные штрихи можно исправить копчением - просто подержать это место над свечой и попробовать нарисовать заново.
Так, например, художник Стивен Спазук, о котором шла речь выше, предпочитает сначала внимательно рассмотреть абстрактный узор, который на бумаге образует копоть, а затем уже, представив, какой рисунок можно из этого сделать, начать инструментами стирать сажу, придавая рисунку нужную форму. Чтобы добиться полутонов, т.е. плавного перехода от черного цвета к белому, автор книги рекомендует белые места на рисунке чуть-чуть подкоптить. И кстати, очень интересные заготовки для рисунка могут получиться из оттиска на копоти каких-либо предметов.
Зафиксировать рисунок можно с помощью лака для волос или насыщенного сахарного сиропа, налитого в пульверизатор. Главное - найти такое расстояние, распыляя с которого фиксатор, хрупкое изображение не пострадает и не размоется.
Можно рисунок попробовать сделать сразу с рамкой: для этого к листу бумаги водой (не клеем!) приклеиваются бордюры, вырезанные из бумажных полосок, заготовка коптится над свечой, после чего рамка удаляется - на бумаге остаются белые контуры. Таким же образом можно сделать и интересные узоры сажей: из бумаги вырезают сквозной трафарет с нужным орнаментом, заготовку держат над свечой, после чего трафарет убирают.