Наверняка многие помнят, что еще совсем недавно процесс домашней печати фотографий представлял собой настоящее таинство: кюветы со специальными реактивами, величественный фотоувеличитель, освещаемый таинственным светом красного лабораторного фонаря...
Так выглядела традиционная, классическая технология создания фотоснимков. Но наряду с этой техникой существовала и другая: получение фотографических изображений без использования камеры, с помощью одного лишь света и реактивов. Такие изображения назывались фотограммами.
Справедливости ради нужно заметить, что искусство фотограммы, зародилось отнюдь не в первой половине прошлого века, как это принято считать, а гораздо раньше, еще до открытия непосредственно самой фотографии. Так, к примеру, известны случаи намеренного получения изображений различных предметов, расположенных на подложке, пропитанной азотнокислым серебром. Единственной проблемой этого направления была фиксация изображений, т.к. под воздействием солнечного света они исчезали с подложки.
Впоследствии в основу этого метода легли многочисленные опыты и эксперименты, в результате которых и родилось искусство фотограммы. Сначала фотограммы использовались преимущественно в научных целях, однако уже в конце XIX века подобный способ получения изображений принял художественную направленность. К примеру, в Англии выходил ежемесячный иллюстрированный журнал "Фотограмма", пользующийся успехом у людей творческой направленности.
Не будем забывать, что фотограмма - это искусство, требующее наличие вкуса, фантазии, чувства стиля, знание основ композиции. Только сочетая все эти качества в работе, можно получить по-настоящему красивое изображение.
Из технических средств нам понадобятся следующие:
Так выглядела традиционная, классическая технология создания фотоснимков. Но наряду с этой техникой существовала и другая: получение фотографических изображений без использования камеры, с помощью одного лишь света и реактивов. Такие изображения назывались фотограммами.
Справедливости ради нужно заметить, что искусство фотограммы, зародилось отнюдь не в первой половине прошлого века, как это принято считать, а гораздо раньше, еще до открытия непосредственно самой фотографии. Так, к примеру, известны случаи намеренного получения изображений различных предметов, расположенных на подложке, пропитанной азотнокислым серебром. Единственной проблемой этого направления была фиксация изображений, т.к. под воздействием солнечного света они исчезали с подложки.
Впоследствии в основу этого метода легли многочисленные опыты и эксперименты, в результате которых и родилось искусство фотограммы. Сначала фотограммы использовались преимущественно в научных целях, однако уже в конце XIX века подобный способ получения изображений принял художественную направленность. К примеру, в Англии выходил ежемесячный иллюстрированный журнал "Фотограмма", пользующийся успехом у людей творческой направленности.
Как сделать фотограмму
Не будем забывать, что фотограмма - это искусство, требующее наличие вкуса, фантазии, чувства стиля, знание основ композиции. Только сочетая все эти качества в работе, можно получить по-настоящему красивое изображение.
Из технических средств нам понадобятся следующие:
- фотобумага (самые лучшие изображения получаются на тисненной, глянцевая для работы малопригодна);
- фотоувеличитель со снятым объективом или обычная настольная лампа;
- емкости для реактивов и промывания снимков (ванночки, кюветы, большие миски или тазики такого размера, чтобы лист фотобумаги мог погрузиться в емкость полностью);
- проявитель для фотобумаги;
- фиксаж (закрепитель)
При выборе реактивов нужно учитывать такие нюансы: если мы хотим получить изображение с резким переходом от черного к белому, то для работы лучше выбирать контрастный проявитель и контрастную фотобумагу; для создания мягких полутонов подойдет слабый проявитель и соответствующая фотобумага.
Сама техника создания фотограммы заключается в последовательном засвечивании бумаги, на которой художественно расположены те или иные объекты: композиции из растений, вырезанные из бумаги силуэты животных птиц или различные предметы. Засвечивать фотобумагу можно неоднократно, перемещая предмет по поверхности листа и создавая тем самым эффект полутонов и различные варианты одного и тоже же силуэта.
Удобнее всего составлять композицию на тонком стекле, размер которого чуть больше листа фотобумаги: расположив в нужном порядке, к примеру, засушенные или живые растения, стекло переносят на фотобумагу, заодно и прижимая ее края, склонные к скручиванию. Если в ходе работы хочется получить графичное, четкое изображение с контрастом черного и белого, то поверх композиции можно положить еще одно стекло: при экспонировании получится контрастный рисунок.
Последовательность действий при создании фотограммы
Создав желаемую композицию на стекле (или прямо на бумаге) и разместив это стекло на листе фотобумаги, приступаем к созданию фотограммы:
- согласно инструкции в двух разных емкостях готовим раствор проявителя и закрепителя;
- дождавшись темного времени суток или хорошо затемнив помещение, включаем фонарь с красным светофильтром;
- затем фотоувеличителем даем свет на изображение (время определяется экспериментальным путем - это может быть одна, две секунды). Также вместо фотоувеличителя можно воспользоваться и обычной настольной лампой, но для засветки изображения ее желательно расположить повыше и ровно над фотобумагой, чтобы случайно не получить угловой засветки листа.
- достаем фотобумагу из-под стекла, помещаем ее в раствор проявителя и ждем появления изображения с нужным нам контрастом и яркостью (важно помнить. что в красном свете все изображения выглядят чуть темнее и более контрастными, чем они есть на самом деле);
- следующим этапом будет промывка нашей фотограммы в тазике с прохладной чистой водой - опускаем на несколько секунд в воду лист фотобумаги, даем стечь воде;
- после этих манипуляций фотограмму оправляем в емкость с закрепителем и после того, как изображение пролежит в фиксаже некоторое время, еще раз промываем его чистой водой;
- готовую фотограмму просушиваем и любуемся полученным результатом.
Если по каким-либо причинам картинка получилась не совсем удачной, не стоит торопиться ее выбрасывать: если бумагу проглянцевать и расписать изображение акварелью, "неудачные" фотограммы могут превратиться в оригинальные картины, техника создания которых для многих останется загадочной.
Возможные проблемы при создании фотограммы
Нередко люди, мало знакомые с искусством фотографии, допускают ошибки, вызванные слабым представлением процесса создания изображения. Так, к примеру, если картинка получается слишком темной, причиной тому могут быть следующие нюансы:
- слишком концентрированный раствор проявителя. Для того чтобы исправить ошибку, достаточно просто разбавить раствор водой;
- недостаточно долгое время выдержки бумаги в проявителе: для того, чтобы на негативе изображение стало равномерным, а не с преобладанием черного, необходимо бумагу выдерживать в растворе не менее 30 секунд;
- недостаточное затемнение помещения и, как следствие, проявление дополнительной засветки;
- слишком яркий свет и слишком долгое время засветки изображения. Например, при использовании очень мощной лампы достаточно буквально одного очень короткого, менее секунды, включения света;
- несоблюдение требований создания проявляющего раствора: если жидкость ощущается рукой как теплая, то процессы проявления изображения будут протекать излишне быстро, что и дает нежелательный эффект преобладания черного цвета;
- тот же эффект может наблюдаться при использовании фотобумаги, срок годности которой давно истек и фоточувствительный слой начал разрушаться.
Еще один способ получения снимка без использования фотоаппарата
Для тех, кто заинтересовался способом создания изображений без использования фотокамеры, также могу порекомендовать забавный метод, случайно выявленный в ходе различных экспериментов с фототехникой.
Если на стекло фотоувеличителя насыпать немного сахара, соли или крупы, а затем экспонировать таким образом фотобумагу (т.е. засветить ее), то на снимке можно получить невероятно красивую картину из огромных прозрачных кристаллов. Меняя на стекле расположение этих сыпучих продуктов, получают различные комбинации кристаллов.
На заметку: интереснее всего работать с сахарным песком, структура которого более сложная и замысловатая, чем у соли.
Как из фотографии сделать рисунок карандашом
Родственным направлением в различных ответвлениях фотоискусства можно назвать и технику создания графических рисунков из фотографии. Этот способ также отличается доступностью и простотой исполнения.
Для работы нам понадобится любая понравившаяся полутоновая фотография, т.е. изображение, в котором множество полутонов плавно сменяют друг друга. Затем обычной тушью, в которой добавлено несколько кристаллов дихромата калия (хромпик), аккуратно и тщательно обводим контуры различных элементов нашего снимка. Удобнее всего для этих целей воспользоваться тонким пером.
(Ничего страшного. если под рукой не оказалось дихромата калия - контуры можно обводить и просто тушью; добавление хромпика позволяет туши лучше ложиться на гладкую поверхностью фотобумаги)
Обводку лучше всего делать тонкими, короткими штрихами, которые при необходимости можно легко подправить или удалить. Когда штриховка будет закончена, приступаем к основной части превращения фотографии в карандашный рисунок. Для этого нам понадобится "стереть" фотоизображение, оставив одну лишь штриховку тушью.
Удаление изображение осуществляется методом отбеливания с помощью ослабителя, который получают путем приготовления двух растворов:
Раствор 1:
- гексацианоферрат калия (красная кровяная соль) - 10 г
- вода - 100 мл
Раствор 2:
- гипосульфит - 10 г
- вода - 100 мл
Чтобы получить необходимую концентрацию ослабителя, в отдельной емкости смешивают из мл первого раствора и 100 мл второго. Заштрихованный снимок погружают в получившуюся смесь растворов и отслеживают тот момент, когда изображение полностью исчезнет. а на бумаге останутся только те контуры предметов, которые были обведены тушью. После этого рисунок промывают в чистой воде, высушивают и при необходимости вносят коррективы тушью.