В середине-конце XIX века часто встречалось понятие "садовница" и оно никак не было связано с умением выращивать цветы и другие растения. "Садовницами" назывались хорошо образованные женщины, взявшие на себя труд воспитания детей в частном или народном детском саду.
Для помощи садовницам выпускались различные издания художественно-педагогической направленности, способствующие расширению имеющихся навыков воспитательницы. Одна из таких книг, датированная концом XIX века, была создана с целью простого обучения рисованию.
Многих садовниц (да и родителей, кстати, тоже) того времени ставил в тупик вопрос - как научить ребенка рисовать и тем самым способствовать его художественному воспитанию и расширению кругозора, если сам подобными навыками не обладаешь? В то время для устранения таких затруднений было только два варианта: либо отмахнуться от ребенка и уроки рисования отменить совсем, либо воспользоваться специальными альбомами, где предлагалось рисование по клеточкам - очень скучное занятие, которое даже взрослых вводило в тоску, не говоря уж о детях...
К этому вопросу очень обстоятельно подошла учительница рисования из народного детского сада в Берлине, названного в честь двух выдающихся педагогов Песталоцци и Фребеля. Автор разработала простую систему обучения рисованию, которую предлагает сначала изучить родителям или воспитателям, а потом уже преподавать ее детям. Но, делает оговорку автор, как показывает опыт, дети и самостоятельно могут осваивать эту систему, если будут делать это последовательно и обстоятельно.
Свободного владения кистью или карандашом не может быть без легкости движений руки и хорошей памяти. Поэтому, как бы это ни показалось скучно и как бы ни хотелось поскорее приступить к практическим занятиям, необходимо уделить должное внимание подготовительному этапу.
Чтобы легко запоминать очертания предметов, а потом так же легко их зарисовывать, проделывают следующее упражнение: выбирают любой из предложенных ниже простых рисунков, очень внимательно его рассматривают, всматриваясь в каждую мельчайшую деталь и очень медленно обводят его контур пальцем. После этого рисунок убирают и пробуют очертить его контуры уже на бумаге, избегая различных поправок и подчисток.
Если не удалось воспроизвести контур с первого раза, повторяют упражнение столько раз. сколько понадобится для получения устраивающего нас результата. Начав рисовать с образца, необходимо продолжать делать это до тех пор, пока мы не сможем повторить это действие наизусть. Как правило, после воспроизведения трех-четырех образцов каждый начинающий художник замечает, как окрепли его навыки запоминания очертаний и насколько внимательнее он стал к различным деталям.
Для развития легкости движений необходимо выполнять такие упражнения: левой рукой прижимают к столу лист бумаги, а правой легко чертят ряд больших и маленьких окружностей, ряд прямых и кривых линий. При этом рекомендуется периодически изменять положение правой руки, то касаясь локтем стола, то опираясь только на один мизинец; то опираясь сразу на мизинец и локоть, то вообще убирая из со стола, но при этом не убирая острия карандаша с бумаги.
Те же упражнения с окружностями и линиями проделывают сидя, наклонившись над бумагой и стоя; держа карандаш у самого грифеля и отодвигая пальцы в привычное для них положение. Когда упражнения на развитие памяти и легкости движений руки будут пройдены, можно переходить к следующим урокам. Но не пренебрегайте этой подготовкой - она так же необходима художнику, как для музыканта - разучивание гамм.
На каждый урок, приведенный в книге, автор отводит неделю, утверждая, что это - оптимальный срок для приобретения хороших навыков рисования.
Взяв за образец предложенные ниже рисунки или, что еще лучше - принесенные с улицы листья различных деревьев, сначала рисуют с образца, воспроизводя каждую деталь, а затем - по памяти (прошу не обращать внимания на то, что образцы рисунков разукрашены не очень аккуратно - такая мне досталась книга, с чьим-то ручным раскрашиванием иллюстраций :))
У каждого листа сначала рисуют главную, самую крупную жилку (или жилки, если их несколько, как, к примеру, у клена), потом легкими штрихами набрасывают контур листа и уже затем рисуют зубчатый край листка со всеми его изгибами. В последнюю очередь рисуют черешок, который изображают двумя линиями, особенно обращая внимание на расстояние между этими линиями.
Упражнение второе. Учимся рисовать простые цветы
То же самое - либо приносим с улицы, либо берем за образец предложенные иллюстрации и пробуем срисовать их простыми очертаниями. Для начала не пытайтесь тщательно передать различные мелкие подробности: на первом этапе важнее как можно более точно передать общий контур предмета.
Как и у листьев в первом упражнении, черешок изображают двумя линиями.
Упражнение третье. Цветы сложной формы
Хорошо освоив изображение простых неправильных форм, можно перейти к рисованию цветов с более сложным контуром. Как обычно, внимательно изучаем расположение листьев и самого цветка, после чего пытаемся воспроизвести их на бумаге.
Упражнение четвертое. Рисуем плоды
Это упражнение выполняют либо с настоящих плодов, либо с предложенных ниже рисунков. Простыми легкими линями начинающий художник должен попытаться передать правильные очертания плода, особое внимание обращая на расположение черешка и место.где раньше находился цветок.
Когда это упражнение начнет получаться очень хорошо, будет полезным для развития навыков рисования попробовать изобразить какой-нибудь плод по памяти, не пользуясь образцом.
Упражнение пятое. Рисуем овощи
Обычно все овощи рисовать довольно трудно, поэтому не стоит отчаиваться, если что-то будет поначалу получать не очень хорошо. Самое сложное в рисовании овощей - это точная передача контуров формы, поэтому не стоит торопиться с прохождением этого урока, отрабатывайте навыки, они впоследствии пригодятся!
Упражнение шестое. Рисуем злаки
В этом упражнении очень пригодятся начальные навыки, которые мы отрабатывали на самом первом этапе, рисуя прямые и кривые линии. От точности передачи всех деталей будет зависеть и качество рисунка. Поэтому хорошенько изучаем очертания каждого колоса, запоминаем их различия и при рисовании особое внимание обращаем на узлы стебля, расположение зерен и места, где листья примыкают к стеблю.
Упражнение седьмое. Рисуем травы.
Из предыдущего упражнения плавно вытекает и рисование трав. Также, как и при изучении злаков, обращаем внимание на разветвление стебля, наличие мелких веточек, расположение маленьких цветков.
Упражнение восьмое. Продолжение изучения трав
После того как отдельные растения начнут хорошо получаться, можно перейти к изображению небольших групп растений. Для тренировки продолжим рисование трав. В дальнейшем хорошо получившиеся рисунки можно будет использовать, как рисунок для вышивки.
Упражнение девятое. Ветка без листьев
Перед тем, как приступить к рисованию, внимательно рассматриваем ветку и изучаем расположение всех маленьких веточек на главном стебле. Особое внимание обращаем на то. как образуется пересечение ветвей, как иногда обрывается контур одной ветки, потому что поперек нее растет другая: все эти наблюдения очень пригодятся при изображении деревьев с опавшей листвой.
Упражнение десятое. Рисуем ветку с листьями
Рисовать голые ветки и отдельные листья мы уже учились в предыдущих упражнениях, теперь пора объединить полученные навыки и научиться рисовать ветки с разными листьями. Обращаем внимание на правильное расположение каждого листка на ветке, легкими движениями прорисовываем черенок, прожилки и другие детали.
Упражнение одиннадцатое. Очертания деревьев.
Если смотреть на дерево при вечернем освещении, то мы будем видеть только его контуры. Вот такие очертания и будем учиться рисовать на этом уроке. Особое внимание уделяют правильному изображению ствола; при рисовании кроны дерева важно не перегружать ее деталями и не нарушать пропорций.
Упражнение двенадцатое. Деревья с детальным изображением
Оттачивая мастерство рисования предметов простыми, общими линиями, постепенно можно переходить к более детальному изображению, которое придает конечному рисунку художественность и достоверность. В качестве первых образцов таких рисунков предлагаются иллюстрации, расположенные ниже:
Курс упражнений, рассказывающий, как научить детей рисовать, рассчитан на неторопливое и обстоятельное изучение с тщательной отработкой навыков по каждому предложенному уроку. Приведенные выше двенадцать упражнений предназначены для изучения в течение трех месяцев.
Следующие периоды будут рассматривать более сложные уроки: изучение перспективы с изображением простых геометрических предметов, домов, улиц, экипажей; рисование объемных предметов: посуды, инструментов и т.д.; чуть позже, при приобретении уверенных навыков, предполагается изучать рисование птиц, животных и насекомых.
Таким образом, изучая поэтапно уроки рисования для начинающих, ребенок (или взрослый) научится не только уверенно держать в руках кисть или карандаш, но и создавать свои первые художественные шедевры.
Продолжение выпуска
Для помощи садовницам выпускались различные издания художественно-педагогической направленности, способствующие расширению имеющихся навыков воспитательницы. Одна из таких книг, датированная концом XIX века, была создана с целью простого обучения рисованию.
Многих садовниц (да и родителей, кстати, тоже) того времени ставил в тупик вопрос - как научить ребенка рисовать и тем самым способствовать его художественному воспитанию и расширению кругозора, если сам подобными навыками не обладаешь? В то время для устранения таких затруднений было только два варианта: либо отмахнуться от ребенка и уроки рисования отменить совсем, либо воспользоваться специальными альбомами, где предлагалось рисование по клеточкам - очень скучное занятие, которое даже взрослых вводило в тоску, не говоря уж о детях...
К этому вопросу очень обстоятельно подошла учительница рисования из народного детского сада в Берлине, названного в честь двух выдающихся педагогов Песталоцци и Фребеля. Автор разработала простую систему обучения рисованию, которую предлагает сначала изучить родителям или воспитателям, а потом уже преподавать ее детям. Но, делает оговорку автор, как показывает опыт, дети и самостоятельно могут осваивать эту систему, если будут делать это последовательно и обстоятельно.
Подготовка к урокам рисования для начинающих
Чтобы легко запоминать очертания предметов, а потом так же легко их зарисовывать, проделывают следующее упражнение: выбирают любой из предложенных ниже простых рисунков, очень внимательно его рассматривают, всматриваясь в каждую мельчайшую деталь и очень медленно обводят его контур пальцем. После этого рисунок убирают и пробуют очертить его контуры уже на бумаге, избегая различных поправок и подчисток.
Если не удалось воспроизвести контур с первого раза, повторяют упражнение столько раз. сколько понадобится для получения устраивающего нас результата. Начав рисовать с образца, необходимо продолжать делать это до тех пор, пока мы не сможем повторить это действие наизусть. Как правило, после воспроизведения трех-четырех образцов каждый начинающий художник замечает, как окрепли его навыки запоминания очертаний и насколько внимательнее он стал к различным деталям.
Для развития легкости движений необходимо выполнять такие упражнения: левой рукой прижимают к столу лист бумаги, а правой легко чертят ряд больших и маленьких окружностей, ряд прямых и кривых линий. При этом рекомендуется периодически изменять положение правой руки, то касаясь локтем стола, то опираясь только на один мизинец; то опираясь сразу на мизинец и локоть, то вообще убирая из со стола, но при этом не убирая острия карандаша с бумаги.
Те же упражнения с окружностями и линиями проделывают сидя, наклонившись над бумагой и стоя; держа карандаш у самого грифеля и отодвигая пальцы в привычное для них положение. Когда упражнения на развитие памяти и легкости движений руки будут пройдены, можно переходить к следующим урокам. Но не пренебрегайте этой подготовкой - она так же необходима художнику, как для музыканта - разучивание гамм.
Как просто научить ребенка рисовать
Рисование с натуры. Упражнение первое
У каждого листа сначала рисуют главную, самую крупную жилку (или жилки, если их несколько, как, к примеру, у клена), потом легкими штрихами набрасывают контур листа и уже затем рисуют зубчатый край листка со всеми его изгибами. В последнюю очередь рисуют черешок, который изображают двумя линиями, особенно обращая внимание на расстояние между этими линиями.
Упражнение второе. Учимся рисовать простые цветы
То же самое - либо приносим с улицы, либо берем за образец предложенные иллюстрации и пробуем срисовать их простыми очертаниями. Для начала не пытайтесь тщательно передать различные мелкие подробности: на первом этапе важнее как можно более точно передать общий контур предмета.
Как и у листьев в первом упражнении, черешок изображают двумя линиями.
Упражнение третье. Цветы сложной формы
Хорошо освоив изображение простых неправильных форм, можно перейти к рисованию цветов с более сложным контуром. Как обычно, внимательно изучаем расположение листьев и самого цветка, после чего пытаемся воспроизвести их на бумаге.
Упражнение четвертое. Рисуем плоды
Это упражнение выполняют либо с настоящих плодов, либо с предложенных ниже рисунков. Простыми легкими линями начинающий художник должен попытаться передать правильные очертания плода, особое внимание обращая на расположение черешка и место.где раньше находился цветок.
Когда это упражнение начнет получаться очень хорошо, будет полезным для развития навыков рисования попробовать изобразить какой-нибудь плод по памяти, не пользуясь образцом.
Упражнение пятое. Рисуем овощи
Обычно все овощи рисовать довольно трудно, поэтому не стоит отчаиваться, если что-то будет поначалу получать не очень хорошо. Самое сложное в рисовании овощей - это точная передача контуров формы, поэтому не стоит торопиться с прохождением этого урока, отрабатывайте навыки, они впоследствии пригодятся!
Упражнение шестое. Рисуем злаки
В этом упражнении очень пригодятся начальные навыки, которые мы отрабатывали на самом первом этапе, рисуя прямые и кривые линии. От точности передачи всех деталей будет зависеть и качество рисунка. Поэтому хорошенько изучаем очертания каждого колоса, запоминаем их различия и при рисовании особое внимание обращаем на узлы стебля, расположение зерен и места, где листья примыкают к стеблю.
Упражнение седьмое. Рисуем травы.
Из предыдущего упражнения плавно вытекает и рисование трав. Также, как и при изучении злаков, обращаем внимание на разветвление стебля, наличие мелких веточек, расположение маленьких цветков.
Упражнение восьмое. Продолжение изучения трав
После того как отдельные растения начнут хорошо получаться, можно перейти к изображению небольших групп растений. Для тренировки продолжим рисование трав. В дальнейшем хорошо получившиеся рисунки можно будет использовать, как рисунок для вышивки.
Упражнение девятое. Ветка без листьев
Перед тем, как приступить к рисованию, внимательно рассматриваем ветку и изучаем расположение всех маленьких веточек на главном стебле. Особое внимание обращаем на то. как образуется пересечение ветвей, как иногда обрывается контур одной ветки, потому что поперек нее растет другая: все эти наблюдения очень пригодятся при изображении деревьев с опавшей листвой.
Упражнение десятое. Рисуем ветку с листьями
Рисовать голые ветки и отдельные листья мы уже учились в предыдущих упражнениях, теперь пора объединить полученные навыки и научиться рисовать ветки с разными листьями. Обращаем внимание на правильное расположение каждого листка на ветке, легкими движениями прорисовываем черенок, прожилки и другие детали.
Упражнение одиннадцатое. Очертания деревьев.
Если смотреть на дерево при вечернем освещении, то мы будем видеть только его контуры. Вот такие очертания и будем учиться рисовать на этом уроке. Особое внимание уделяют правильному изображению ствола; при рисовании кроны дерева важно не перегружать ее деталями и не нарушать пропорций.
Упражнение двенадцатое. Деревья с детальным изображением
Оттачивая мастерство рисования предметов простыми, общими линиями, постепенно можно переходить к более детальному изображению, которое придает конечному рисунку художественность и достоверность. В качестве первых образцов таких рисунков предлагаются иллюстрации, расположенные ниже:
Курс упражнений, рассказывающий, как научить детей рисовать, рассчитан на неторопливое и обстоятельное изучение с тщательной отработкой навыков по каждому предложенному уроку. Приведенные выше двенадцать упражнений предназначены для изучения в течение трех месяцев.
Следующие периоды будут рассматривать более сложные уроки: изучение перспективы с изображением простых геометрических предметов, домов, улиц, экипажей; рисование объемных предметов: посуды, инструментов и т.д.; чуть позже, при приобретении уверенных навыков, предполагается изучать рисование птиц, животных и насекомых.
Таким образом, изучая поэтапно уроки рисования для начинающих, ребенок (или взрослый) научится не только уверенно держать в руках кисть или карандаш, но и создавать свои первые художественные шедевры.
Продолжение выпуска