Страницы

четверг, 5 октября 2017 г.

Декоративный каллиграфический шрифт. Выпуск 5

Завершаем серию публикаций, посвященных урокам каллиграфии, выпуском, в котором будут рассмотрены такие декоративные рукописные шрифты, как рондо, готический и батард. Предыдущие занятия по изучению основ этого искусства и упражнениям для выработки каллиграфического почерка можно найти тут: Выпуск 1, Выпуск 2, Выпуск 3 и Выпуск 4.

уроки каллиграфии

Каллиграфический шрифт Рондо


Рондо или круглый шрифт в прошлом столетии пользовался огромной популярностью благодаря
своей четкости, простоте и изящной декоративности. Умение писать таким шрифтом очень ценилось не только в личной переписке, но и на государственной службе: при найме на работу делопроизводителям, умеющим писать каллиграфическим почерком с применением шрифта рондо, отдавалось предпочтение на любом предприятии.

Также преимуществом рондо считается и то, что он не требует каких-то особых навыков и способностей к каллиграфии: научиться писать таким образом может любой человек, который даст себе труд немного позаниматься по предложенным урокам.

Раньше для тех, кто осваивает этот вид шрифта, предлагались специальные перья с одноименным названием "рондо" - они имели тупой конец и выпускались различных размеров. Сейчас для этих целей можно приобрести чертежное перо с широким концом, также, как и более 100 лет назад, называемое "рондо". Как правило, чернила для рондо не используют, заменяя их чертежной тушью; пишут на гладкой плотной бумаге при положении корпуса и рук таким же образом, как и для прямого письма (Выпуск 4).

Правильное положение пальцев на пере для выработки красивого почерка с использованием шрифта рондо:

школа каллиграфии

Очень важно правильное положение пера на бумаге: его расщеп должен приходиться на диагональ той клетки, в которой пишется буква. Во время письма используется ВЕСЬ расщеп пера, а не только его часть.
Проверить правильность положения пера можно таким образом: по бумаге проводят несколько косых линий, и, если перо установлено в диагональ клетки и в работе участвует вся его расщепленная часть, а не только боковая или какая-либо другая, то будут получаться тонкие волосные линии. Если же перо установлено неправильно, то тонких линий не получится.

Итак, первое упражнение, как обычно, направлено на изучение основ этого красивого каллиграфического шрифта: учимся писать наклонные линии (соединительные), которые должны получаться волосными; вертикальные; их сочетание и горизонтальные линии.
Во время выполнения упражнения перо не поворачиваем, нажима не делаем!

каллиграфия пропись

Далее не изменяя положения пера, снова проводим вертикальную линию и, на некотором расстоянии от нижней линейки, начинаем направлять его в правую сторону, получая таким образом характерное для рондо плавное закругление. Закругление должно перейти в красивую волосную линию, соединяющую два вертикальных элемента. Затем то же упражнение проделываем в обратном порядке.

Не забываем об важном правиле: перо не поворачиваем, нажим не делаем - если все сделано правильно, то нажим получится сам собой. при выполнении упражнения, показанного на рисунке № 162, следите за тем, чтобы обе тонкие линии, соединенные полукруглой петлей, были параллельны друг другу.

каллиграфический шрифт рондо

На базе этих элементов основаны надстрочные и подстрочные петли, которые выполняются одним приемом, без отрыва пера от бумаги:

обучение каллиграфии

Но основная красота этого декоративного шрифта, недаром называемого "круглым", основана на начертании круглых и полукруглых элементов, отработке письма которых необходимо уделить пристальное внимание. Как и раньше, положение пера должно быть таким же, как показано на рисунке выше - только так можно будет получить необходимые утолщения в нужном месте при начертании округлых букв.

Левый полукруг мы получаем, легко двигаясь сверху вниз и влево, не меняя положение расщепленной части пера относительно диагонали - тогда начало и конец полукруга получатся тонкие, а в центре будет утолщение, характерное для стиля рондо. Те же правила действуют и для правого полукруга, только направление движения пера будет обратным. Но для правого круга действует и такое правило - классический способ его начертания предусматривает движение пера сверху вниз и вправо, но некоторым людям удобнее писать этот элемент снизу вверх - для правого полукруга это вполне допустимо.

каллиграфия буквы


Тщательно отработав навыки начертания этих элементов, можно переходить к строчным и заглавным буквам: каждую букву выписываем по отдельности до тех пор, пока не будет получаться так же, как и на образце.

каллиграфия алфавит


каллиграфия алфавит


Далее - каллиграфические образцы шрифта рондо для практики:

каллиграфия пропись

Если есть возможность использовать перо не с одним, а с двумя расщепами, то можно попрактиковаться и вот в таком написании:

обучение каллиграфии

И после того как все каллиграфические буквы будут получаться практически безупречно, можно переходить к заключительному этапу: цифрам и знакам препинания.

обучение каллиграфии



Каллиграфический шрифт Батард

Батард является разновидностью рондо, однако с тем отличием, что имеет небольшой наклон вправо, как в классической каллиграфии и по своему характеру начертания больше приближается к скорописным шрифтам. Для батарда используются те же перья, что и для рондо, сохраняются те же правила письма и положения пера.

обучение каллиграфии


Каллиграфия алфавит




каллиграфический почерк


Готический шрифт


Одним из наиболее красивых каллиграфических шрифтов считается готический. Декоративность этих букв придает письму элегантность и стиль, упражнения по освоению этого шрифта дисциплинируют и вырабатывают твердость воли и силу характера: недаром в классических немецких гимназиях детям преподавали основы каллиграфии с обязательным изучением готического шрифта.

Для работы используются те же перья, что и для стиля рондо. Подготовительный этап к освоению этого шрифта сводится к необходимости дополнительной разлиновки листа бумаги, т.к. каждая буква будет состоять из отдельных элементов, вписанных в более узкие клетки, чем мы привыкли пользоваться в предыдущих уроках.

Необходимо запомнить, что этот шрифт получится красивым лишь тогда, когда соблюдены пропорции между частями букв. Для выработки твердости руки на первых порах нужно линовать бумагу таким образом:

каллиграфия буквы


каллиграфия буквы


каллиграфия алфавит


Для отработки навыков начертания прописных букв понадобятся вот эти элементы:

обучение каллиграфии

обучение каллиграфии

Пример заглавных букв:

каллиграфия буквы

каллиграфия алфавит

Основные правила использования готического шрифта:


  • расстояния между элементами букв и между самими буквами должны быть строго 
  • одинаковыми;
  • все штрихи, используемые в основных элементах, должны быть параллельны друг другу;
  • закругления, используемые для написания ряда букв, должны быть несколько длиннее, чем это принято в рондо и других шрифтах;
  • если для какого-либо текста используется сочетание различных шрифтов, то готикой обычно пишут те строки, которые отличаются наибольшей длинной и размером: мелкие готические буквы в рукописном варианте обычно теряют характерную для них угловатость и сильно затруднено выполнение волосных штрихов.

Для желающих более углубленно изучить декоративную каллиграфию, привожу образцы модных в XIX веке фрактурного (разновидность готики) и славянского шрифтов.

каллиграфический почерк



каллиграфия алфавит


каллиграфический декоративный шрифт


Славянский шрифт предварительно выполняется карандашом, после чего буквы выписывают тушью. Особую красоту шрифту придает такое исполнение, при котором волосные линии пишут очень тонко, с постепенным их утолщением при переходе к другим частям букв.

каллиграфический славянский шрифт

обучение каллиграфии


И напоследок - каллиграфические прописи для дополнительной тренировки в выработке красивого почерка.

каллиграфическая пропись




каллиграфия пропись