Предыдущие уроки (Выпуск 1, Выпуск 2 и Выпуск 3) каллиграфии были посвящены изучению основ этого искусства и закреплению приобретенных навыков. Красивый почерк вырабатывается длительное время и требует регулярных тренировок, чему может поспособствовать освоение такого раздела каллиграфии, как скоропись, в прошлые века часто используемая для написания писем.
Скоропись требует хорошей
координации мышц локтя, кисти и пальцев и в отличии от традиционных правил каллиграфии, не использует нажима: все буквы пишутся тонко, быстро, зачастую - используя повторение движений по одному месту несколько раз.
координации мышц локтя, кисти и пальцев и в отличии от традиционных правил каллиграфии, не использует нажима: все буквы пишутся тонко, быстро, зачастую - используя повторение движений по одному месту несколько раз.
Чтобы в достаточной мере натренировать мышцы руки и подготовить их для скорописного письма, рекомендуется начать с простых упражнений. Линии в этом задании чертятся от руки, без использования шаблонов, слева направо.
Вертикальные линии пишутся почти параллельно наклонной линии прописи, каждая из этих линий (а их всего - 7 штук) должна располагаться как можно ближе к соседней. Каждая группа наклонных штрихов соединяется тонкой чертой с соседней группой.
Как только это упражнение будет хорошо получаться, следует перейти к практике начертания группы штрихов, имеющих закругление внизу, идущее вправо. Повторение выполняется таким образом, что сначала пишется вся буква, заканчивающаяся тонким финальным штрихом, а затем идут повторения этих элементов, составляющих букву.
Следующее упражнение заключается в начертании пяти одинаковых элементов, последний из которых имеет закругление, идущее вверх и влево и соединяющееся с первым элементом. Как и в предыдущем задании, сначала тонкой линией пишется весь знак, который впоследствии повторяется еще 6-7 раз. Все пишется одним росчерком, не отрывая ручки (пера) от бумаги.
Точно также тренируемся и в написании полуовалов и овалов: первый овал начинается с правого полуовала тонкой линией, которая ведется вверх и влево, затем этот овал повторяется несколько раз. Тонкой линией этот овал соединяется со вторым и тот пишется по тем же правилам, что были озвучены в этом абзаце. Точно также пишутся овалы в обратном направлении.
По мере освоения начертания этих элементов, переходим к более сложному упражнению, в котором можно наблюдать сочетание предыдущих заданий.
В следующем упражнении весь элемент пишется единым росчерком - направление указано стрелкой, после чего следуют повторения.
После успешного выполнения всех этих заданий мышцы руки оказываются достаточно подготовленными для скорописи. Не забываем, что недопустимы резкие движения руки, рывки и скачки - все очень легко, быстро, плавно и без нажима. Для начала - очень простые скорописные задания:
Теперь посложнее:
А вот и вся скорописная азбука, тренируемся:
Соединение строчных и прописных букв нам уже встречалось в предыдущих уроках каллиграфии, хотя иногда в скорописи могут быть и редкие исключения из традиционных правил. Давайте посмотрим, как пишутся скорописью заглавные буквы и потренируемся в их написании, а заодно и поупражняемся в начертании скорописных слов целиком.
Те, кто учился в школе во времена СССР и помнит, как в начальных классах запрещали пользоваться шариковой ручкой - писать разрешалось только перьевой, заправляемой чернилами, наверняка вспомнят и то, что именно так выглядели прописи, в которых первоклассники учились писать свои первые буквы )ну конечно, за исключением элементов дореволюционной орфографии).
Изучая скоропись, стоит помнить, что этот раздел каллиграфии требует такого же терпения и тщательности исполнения, как и классические упражнения. Ни в коем случае не следует ради скорости письма жертвовать красотой и плавностью начертания букв. Если на первых порах получается не так красиво, как хотелось бы, то разумнее всего будет писать в более медленном темпе, старательно прорабатывая каждый проблемный элемент. В конечном итоге у вас обязательно выработается и красивый, каллиграфический почерк, и необходимый темп письма.
Каллиграфия. Прямое письмо
Отличие прямого письма от того, что мы изучали раньше, заключается лишь в том, что основные элементы букв пишутся перпендикулярно к строке, но при этом характер их начертания практически не меняется.
Многие изучающие каллиграфию утверждают, что такой вид письма является не только более естественным, но и более легким. Основные правила прямого письма таковы:
- тетрадь или лист бумаги кладут на стол на уровне середины линии тела, верхний край тетради будет расположен параллельно дальнему краю стола;
- написав строку, следует подвинуть тетрадь или лист бумаги прямо и вперед таким образом, чтобы расстояние между ручкой (пером) и краем стола оставалось таким же, как было изначально;
- рука лежит на основании кисти и предплечье: при письме предплечье должно двигаться параллельно самому себе;
- прописи для прямого письма должны быть с прямыми линейками.
Итак, первые упражнения, снова напоминающие уроки письма в первом классе. Не забываем, что пишем все элементы без наклона!
Далее переходим к буквам:
И наконец, вся азбука, выполненная методом прямого письма. Упражняемся.
Прописные буквы пишутся по тем же принципам: без наклона, плавно и с использованием тех же элементов, что и для классической каллиграфии.
И весь прописной алфавит в прямом письме:
Далее - упражнения:
В последнем выпуске темы, посвященной каллиграфии, мы рассмотрим такие декоративные рукописные шрифты - рондо, готический, батард. Ну а для тех, кто только присоединился к нам, вот ссылочки на предыдущие уроки каллиграфии: Выпуск 1, Выпуск 2, Выпуск 3
Окончание публикаций, посвященных школе каллиграфии ТУТ