Страницы

воскресенье, 1 октября 2017 г.

Уроки каллиграфии. Выпуск 3

Каллиграфический почерк


Старинный учебник, посвященный выработке каллиграфического почерка, оказался очень обстоятельным, подробным и интересным. Чем больше мы изучаем его материалы, тем интереснее становятся уроки: в первых двух выпусках были рассмотрены азы становления "министерского" почерка, без которого не получится перейти к таких сложным каллиграфическим шрифтам
, как, например, готический. А это нас ждет впереди, так что продолжим обучение!

Для тех же, кто только что присоединился к нашим курсам каллиграфии, даем ссылки на предыдущие уроки: Выпуск 1 и Выпуск 2.

Каллиграфия. Заглавные буквы


Прописные буквы, ввиду своего увеличенного размера по сравнению со строчными, нуждаются в более свободном движении пальцев, что вырабатывается рядом специальных упражнений. Способ начертания этих букв такой же, как и для строчных, разница заключается лишь в размерах штрихов и других элементов.

Так, к примеру, слегка изогнутая линия с нажимом, своим контуром слегка напоминающая пламя свечи и потому в учебнике названной "пламеневидной", требует особой плавности линий. Для этого ручку или перо ведут сверху вниз, начиная от волосной линии и плавно переходя к нажиму, а затем снова переходя к волосной линии, изогнутой влево. Очень часто это линия комбинируется с узлом, который заканчивается в той же клеточке, что и волосной штрих.

Тренируемся:

каллиграфические прописи

Далее следуют буквы с верхним и нижним закруглением. Обращаем внимание на то, что закругление начинается петлей, выполненное волосной линией.

каллиграфия буквы



каллиграфия буквы


После того как все эти элементы и буквы будут хорошо получаться и ваш теперь уже каллиграфический почерк станет совершенствоваться с каждым выполненным заданием, можно будет перейти к вспомогательным линиям.

Ничего нового: делаем точечный нажим, затем ослабляем его, плавно выгибая пальцы вниз и вправо, вычерчиваем тонкий волосной овал и ведем линию в правый угол клетки.

Горизонтальная волнистая линия начинается красивой тонкой петлей: свое начало она берет на некотором расстоянии от верхней линейки, волосной линией перо идет вниз, затем с легким нажимом пишется овал и кругообразным движением пальцев петля заканчивается на надстрочной линии.

каллиграфия пропись



каллиграфия буквы

Учебник рекомендует каждую из этих букв написать в предложенном порядке по 10 раз, и затем по 5 раз - в обратном порядке. После этого можно переходить к практике написания целых слов, при этом обращая особое внимание на соединение прописных букв со строчными - многие новички часто совершают ошибки, неправильно соединяя эти элементы, что отрицательно сказывается на красоте каллиграфического письма.

каллиграфия слова


После отработки начертания этих элементов и букв, как и в разделах со строчными буквами, переходим к изучению левых и правых полуовалов. Обратите внимание, что в образце каллиграфической прописи основной элемент буквы заключен в клетку между наклонными линиями строки и лишь нижний конец, выполненный волосным соединительным штрихом выходит за границу этой клетки. То же самое можно увидеть и в начертании правых полуовалов, но в обратном порядке.

каллиграфия буквы

После этого можно переходить к начертанию ряда заглавных букв, использующих полуовалы:


  • буква Е состоит из двух половинок левого полуовала, верхняя ее часть, идущая с нажимом по наклонной, заканчивается волосным закруглением вправо. Затем пишется нижняя часть буквы, нажим в которой увеличивается к ее середине и заканчивается волосным штрихом;
  • буква Э начинается тонкой петлей, затем по мере ее перехода к основной линии, нажим увеличивается. В центре буквы располагается волнистая линия;
  • буква З состоит из двух частей правого полуовала и по начертанию напоминает букву Е, но в отличие от нее, заканчивается точечным нажимом;
  • буква Ѣ в современном русском языке не используется, так что тренировка в ее написании - на ваше усмотрение;
  • буква Х состоит из частей, в написании которых мы тренировались по чертежу № 65 и № 66;
  • буква Ж представляет собой сочетание ряда элементов: правого полуовала, пламеневидной линии и левого полуовала, соединенных волосными линиями.



каллиграфия буквы


каллиграфия слова

Заканчиваем изучение начертания прописных букв петлеобразными вспомогательными элементами: начальная петля, волнистое украшение, нижняя волнистая линия, петля с закруглением.

каллиграфия буквы

После успешного освоение этих элементов переходим к практике начертания оставшихся букв:

каллиграфия буквы



каллиграфия буквы
каллиграфическое письмо


Было бы ошибочно думать, что каллиграфический почерк стоит применять только для начертания букв. Красиво написанные цифры способны точно также украсить текст и придать ему оттенок аристократического изящества.

Наклон при написании цифр используется тот же, что и для букв, а элементы, из которых состоят цифры, мы уже успели изучить, проходя каллиграфический русский алфавит: волосные и обычные штрихи, овалы и полуовалы, волнистые линии.

Классическая каллиграфия по начертанию разделяет арабские цифры на три группы: 1, 4, 7;  3, 5, 6 и 2, 9, 0, 8. Рекомендуется отрабатывать навыки письма по каждой группе отдельно.

каллиграфия цифры


  • 1 группа: классическая цифра 1 пишется без волосного штриха, в один такт; цифры 4 и 7 - в два такта, причем удлиненная "ножка" цифры 7 пишется таким образом для того, чтобы облегчить чтение цифровых данных;
  • 2 группа: в основе этой группы лежит такой элемент, как полуовал. Цифра 6 пишется в два приема, с нажимом на левом и правом полуовале, при отсчете используется 2 такта. Цифры 5 и 6 пишутся в три такта;
  • 3 группа: в основе начертания используется овал. Цифра 2 состоит из овала и полуовала: сначала движением сверху налево выполняется овал, затем к нему прибавляется правый полуовал с верхним нажимом, а снизу к нему дописывается волнистая линия. Примерно также пишется и цифра 9, но в отличие от 2, она имеет несколько больший овал и заканчивается почти прямой линией с нажимом. Цифра 8 пишется в два приема, начинаясь сверху и направо.


каллиграфия цифры

Также в каллиграфии нередко приходится пользоваться и римскими цифрами:

каллиграфия цифры


Ну что, основы каллиграфии теперь нами пройдены, осталось как следует закрепить этот материал и добиться того, чтобы при начертании букв и цифр срабатывала мышечная память. Этому очень поможет каллиграфическая пропись. Ниже будут приведены упражнения для тренировки навыков красивого письма.

каллиграфия пропись



каллиграфия буквы



каллиграфия слова

каллиграфия пропись


В следующем выпуске мы рассмотрим такой вид каллиграфии, как скоропись и прямое письмо - оба вида почерка очень красивы и потому их стоит освоить, чтобы применять в различных жизненных ситуациях. Не секрет, что сегодня навыки каллиграфического письма пользуются спросом в различных сферах дизайна - от поздравительных открыток до уличных вывесок, поэтому красивый почерк может оказаться не просто востребованным, но и неплохо оплачиваемым.

Предыдущие уроки каллиграфии ТУТ и ТУТ

Продолжение публикации: Выпуск 4 и Выпуск 5


каллиграфический почерк