пятница, 29 сентября 2017 г.

Вырабатываем каллиграфический почерк. Выпуск 2

каллиграфический почерк


В первом выпуске темы, посвященной выработке каллиграфического почерка, мы рассмотрели основы этого искусства, которому на Востоке придается огромное значение, т.к. считается что каллиграфия обеспечивает не только благоприятное эстетическое воздействие рукописного текста, но и способствует духовному и нравственному воспитанию человека.

Итак, запомнив правильное положение обеих рук и корпуса
, правильно взяв ручку и приобретя начальные навыки красивого письма, можно переходить к более сложным заданиям. Еще раз напомню, что спешка в этом деле должна быть полностью исключена: переходите к следующему упражнению только после того, как будет хорошо отработано предыдущее. Рассматривайте это занятие как своеобразную медитацию: остановите бег мыслей, сосредоточьтесь на легком, непринужденном дыхании и правильных движениях мышц рук и пальцев. И самое главное - не рассматривайте занятия каллиграфией как скучный урок, попробуйте вникнуть в ее красоту, прочувствуйте ее изящество и получите от этого настоящее удовольствие!

Отработав навыки каллиграфического письма с нажимом и без нажима, научившись красиво воспроизводить волосной штрих, переходим к следующим заданиям:

  • еще раз закрепляем навык начертания штриха с нажимом: немного наклонив ручку (перо) вправо, указательным пальцем легко надавливаем на стержень и прописываем строку наклонных штрихов;
  • на некотором расстоянии от нижней части линейки давление указательного пальца ослабляем, круговым движением вычерчиваем часть овала, переходящего в тонкий волосной штрих;
  • следим за тем, чтобы линия с нажимом не выходила за верхнюю границу строки, а овал - за нижнюю;
  • в упражнении №23 все элементы пишутся без отрыва ручки.

уроки каллиграфии


каллиграфия прописи

Используя в работе счет по такту, следует помнить, что такт отсчитывается только для линий с нажимом, тонкие же штрихи пишутся без такта. Иначе говоря, при написании элемента или целой буквы, такт отсчитывается столько раз, сколько раз применяется нажим: например, буква и из упражнения №24 пишется под счет "раз! два!", а буква i - только на счет "раз!".

Отработав правильное написание букв с закруглением у нижней части линейки, можно перейти к буквам с "верхним" закруглением. Помним, что нажим везде одинаковый, овалы ровные, расстояние между элементами или буквами - равное. 

каллиграфия буквы

Конечно же, русская каллиграфия не может существовать без надстрочных и подстрочных элементов. Отработка навыков их начертания начинается как обычно - с наклонных штрихов, но не простых, а удлиненных. Нажим сохраняется по всей длине штриха, но при переходе в овал этот нажим должен становиться слабее. Смотрим упражнения и пробуем:

каллиграфия буквы







каллиграфия пропись

Не забываем, что буква г пишется в один такт, п, р, у - в два такта, буква т - в три такта. Освоим написание элементов и целых букв, можно перейти к практике начертания первых слов (не забываем, что в пособии используется дореволюционная орфография):

каллиграфия слова

Если все получается как надо, то переходим к более сложным элементам каллиграфии.


каллиграфическое письмо


Вспомогательные элементы каллиграфии


1. Волнистая линия - используется, например, для начертания буквы Н. Начало и конец этой линии представляет собой волосной штрих, в середине используется слабый нажим. 

упражнения для каллиграфии
2. Линия с точечным нажимом - особенность начертания такова, что после точки следует ослабить нажим и легким круговым движением, слегка выгибая пальцы вниз и вправо, выполнить тонкий волосной овал. Овал не доходит до верхней границы строки, а заканчивается примерно в трети от верха строки.

каллиграфическая пропись

3. Узелок. Выполняется волосным штрихом, начиная снизу, одним плавным движением.

каллиграфия пропись

4. Изогнутая линия, являющаяся составным элементом буквы К, начинается точечным нажимом в правом верхнем углу и переходит в волосную линию, имеющую плавные очертания полуовала.

уроки каллиграфии
5. Для букв с петлеобразными элементами целесообразно сначала освоить упражнение по начертанию отдельных элементов петли.

Основы каллиграфии






После отработки навыков по начертанию отдельных элементов, переходим к целым буквам:

каллиграфия буквы

каллиграфия слова

Маленькая подсказка: для выработки красивого почерка и отработки начертания букв и их элементов очень удобно использовать специализированные каллиграфические прописи или, за неимением их, обычные школьные тетрадки для первого класса - в косую узкую линейку.

Каллиграфия: прописи правых и левых полуовалов


После длительных тренировок начертания прямых и наклонных штрихов, вспомогательных элементов и сложных линий, рука оказывается достаточно натренированной, чтобы приступать к изучению правых и левых полуовалов. 

Левый полуовал с верхней петлей начинается с волосного штриха, идущего от середины строки. После выполнения петли увеличиваем нажим на ручку - в центре строки он достигает максимального значения, затем потихоньку ослабевает и заканчивается также волосной линией. 

В овалах без петли - как в букве С, начертание начинается с узла с нажимом, затем переходит в овальную волосную линию - далее все также, как и в левом овале с верхней петлей.

каллиграфия буквы


Правый полуовал пишется в противоположность левому: начинается от середины строки волосной линией, затем переходит в полуовал с нажимом, который к нижней части строки ослабевает и заканчивается узлом. 

каллиграфия пропись
каллиграфический почерк



каллиграфическая пропись

Дальнейшее обучение каллиграфии предусматривает использование полных овалов и различных вспомогательных элементов. При начертании овалов необходимо обращать внимание на усиление и ослабление нажима, а при подсчете такта помнить правило: сколько раз применяется нажим, столько раз ведется счет.

Также очень важно не забывать классическое правило каллиграфии: узлы с "хвостиком", которые в нашем примере изображены на буквах О и Ю, используются лишь в том случае, если эти буквы стоят в середине слова и с помощью "хвостика" соединяются с другими буквами. На концах слов (например, зеркало, дежавю) - эти элементы не используются, хотя в каллиграфических прописях можно встретить и исключения из этого правила. 

В современной каллиграфии этого правила также строго не придерживаются и зачастую используют "хвостики" для поддержания общего стиля письма

Обратите внимание: овал буквы Ю целиком в клетку не вписывается, как это происходит с буквой О, в клетке остается еще немного места для узла с "хвостиком".

Тренируемся в написании:
каллиграфия буквы
основы каллиграфического письма


каллиграфия слова

После такой сложной работы нам предстоит снова обратиться к вспомогательным элементам, изучив которые, мы с чистой совестью можем сказать, что основы русской каллиграфии были успешно пройдены.

1. Верхний узел
каллиграфия пропись

2. Волнистая верхняя линия

каллиграфия буквы
3. Верхнее закругление

каллиграфия буквы


И буквы, в которых используются эти вспомогательные элементы:

каллиграфия буквы


каллиграфия слова

каллиграфия алфавит

Итак, фундамент для выработки каллиграфического почерка успешно заложен. Тренируйтесь не спеша, уделяйте внимание деталям: сила нажима, плавность линий, правильное положение тела и рук. Если какие-нибудь элементы или буквы даются с трудом - выписывайте их отдельно и, еще раз перечитав теоретический материал, без спешки, но настойчиво устраняйте ошибки.

Дальше нас с вами ждет очень красивый раздел каллиграфии - заглавные буквы, которые письму придают особое изящество. Заодно и в написании цифр попрактикуемся :)

Для тех, кто к нам только присоединился - первый выпуск курсов каллиграфии ТУТ.

Продолжение уроков каллиграфии: Выпуск 3, Выпуск 4 и Выпуск 5

До следующих встреч!

каллиграфическое письмо