Итак, запомнив правильное положение обеих рук и корпуса
, правильно взяв ручку и приобретя начальные навыки красивого письма, можно переходить к более сложным заданиям. Еще раз напомню, что спешка в этом деле должна быть полностью исключена: переходите к следующему упражнению только после того, как будет хорошо отработано предыдущее. Рассматривайте это занятие как своеобразную медитацию: остановите бег мыслей, сосредоточьтесь на легком, непринужденном дыхании и правильных движениях мышц рук и пальцев. И самое главное - не рассматривайте занятия каллиграфией как скучный урок, попробуйте вникнуть в ее красоту, прочувствуйте ее изящество и получите от этого настоящее удовольствие!
, правильно взяв ручку и приобретя начальные навыки красивого письма, можно переходить к более сложным заданиям. Еще раз напомню, что спешка в этом деле должна быть полностью исключена: переходите к следующему упражнению только после того, как будет хорошо отработано предыдущее. Рассматривайте это занятие как своеобразную медитацию: остановите бег мыслей, сосредоточьтесь на легком, непринужденном дыхании и правильных движениях мышц рук и пальцев. И самое главное - не рассматривайте занятия каллиграфией как скучный урок, попробуйте вникнуть в ее красоту, прочувствуйте ее изящество и получите от этого настоящее удовольствие!
Отработав навыки каллиграфического письма с нажимом и без нажима, научившись красиво воспроизводить волосной штрих, переходим к следующим заданиям:
- еще раз закрепляем навык начертания штриха с нажимом: немного наклонив ручку (перо) вправо, указательным пальцем легко надавливаем на стержень и прописываем строку наклонных штрихов;
- на некотором расстоянии от нижней части линейки давление указательного пальца ослабляем, круговым движением вычерчиваем часть овала, переходящего в тонкий волосной штрих;
- следим за тем, чтобы линия с нажимом не выходила за верхнюю границу строки, а овал - за нижнюю;
- в упражнении №23 все элементы пишутся без отрыва ручки.
Используя в работе счет по такту, следует помнить, что такт отсчитывается только для линий с нажимом, тонкие же штрихи пишутся без такта. Иначе говоря, при написании элемента или целой буквы, такт отсчитывается столько раз, сколько раз применяется нажим: например, буква и из упражнения №24 пишется под счет "раз! два!", а буква i - только на счет "раз!".
Отработав правильное написание букв с закруглением у нижней части линейки, можно перейти к буквам с "верхним" закруглением. Помним, что нажим везде одинаковый, овалы ровные, расстояние между элементами или буквами - равное.
Конечно же, русская каллиграфия не может существовать без надстрочных и подстрочных элементов. Отработка навыков их начертания начинается как обычно - с наклонных штрихов, но не простых, а удлиненных. Нажим сохраняется по всей длине штриха, но при переходе в овал этот нажим должен становиться слабее. Смотрим упражнения и пробуем:
Не забываем, что буква г пишется в один такт, п, р, у - в два такта, буква т - в три такта. Освоим написание элементов и целых букв, можно перейти к практике начертания первых слов (не забываем, что в пособии используется дореволюционная орфография):
Если все получается как надо, то переходим к более сложным элементам каллиграфии.
Вспомогательные элементы каллиграфии
1. Волнистая линия - используется, например, для начертания буквы Н. Начало и конец этой линии представляет собой волосной штрих, в середине используется слабый нажим.
2. Линия с точечным нажимом - особенность начертания такова, что после точки следует ослабить нажим и легким круговым движением, слегка выгибая пальцы вниз и вправо, выполнить тонкий волосной овал. Овал не доходит до верхней границы строки, а заканчивается примерно в трети от верха строки.
3. Узелок. Выполняется волосным штрихом, начиная снизу, одним плавным движением.
4. Изогнутая линия, являющаяся составным элементом буквы К, начинается точечным нажимом в правом верхнем углу и переходит в волосную линию, имеющую плавные очертания полуовала.
5. Для букв с петлеобразными элементами целесообразно сначала освоить упражнение по начертанию отдельных элементов петли.
После отработки навыков по начертанию отдельных элементов, переходим к целым буквам:
Маленькая подсказка: для выработки красивого почерка и отработки начертания букв и их элементов очень удобно использовать специализированные каллиграфические прописи или, за неимением их, обычные школьные тетрадки для первого класса - в косую узкую линейку.
Каллиграфия: прописи правых и левых полуовалов
После длительных тренировок начертания прямых и наклонных штрихов, вспомогательных элементов и сложных линий, рука оказывается достаточно натренированной, чтобы приступать к изучению правых и левых полуовалов.
Левый полуовал с верхней петлей начинается с волосного штриха, идущего от середины строки. После выполнения петли увеличиваем нажим на ручку - в центре строки он достигает максимального значения, затем потихоньку ослабевает и заканчивается также волосной линией.
В овалах без петли - как в букве С, начертание начинается с узла с нажимом, затем переходит в овальную волосную линию - далее все также, как и в левом овале с верхней петлей.
Правый полуовал пишется в противоположность левому: начинается от середины строки волосной линией, затем переходит в полуовал с нажимом, который к нижней части строки ослабевает и заканчивается узлом.
Дальнейшее обучение каллиграфии предусматривает использование полных овалов и различных вспомогательных элементов. При начертании овалов необходимо обращать внимание на усиление и ослабление нажима, а при подсчете такта помнить правило: сколько раз применяется нажим, столько раз ведется счет.
Также очень важно не забывать классическое правило каллиграфии: узлы с "хвостиком", которые в нашем примере изображены на буквах О и Ю, используются лишь в том случае, если эти буквы стоят в середине слова и с помощью "хвостика" соединяются с другими буквами. На концах слов (например, зеркало, дежавю) - эти элементы не используются, хотя в каллиграфических прописях можно встретить и исключения из этого правила.
В современной каллиграфии этого правила также строго не придерживаются и зачастую используют "хвостики" для поддержания общего стиля письма
Обратите внимание: овал буквы Ю целиком в клетку не вписывается, как это происходит с буквой О, в клетке остается еще немного места для узла с "хвостиком".
Тренируемся в написании:
После такой сложной работы нам предстоит снова обратиться к вспомогательным элементам, изучив которые, мы с чистой совестью можем сказать, что основы русской каллиграфии были успешно пройдены.
1. Верхний узел
2. Волнистая верхняя линия
3. Верхнее закругление
И буквы, в которых используются эти вспомогательные элементы:
Итак, фундамент для выработки каллиграфического почерка успешно заложен. Тренируйтесь не спеша, уделяйте внимание деталям: сила нажима, плавность линий, правильное положение тела и рук. Если какие-нибудь элементы или буквы даются с трудом - выписывайте их отдельно и, еще раз перечитав теоретический материал, без спешки, но настойчиво устраняйте ошибки.
Дальше нас с вами ждет очень красивый раздел каллиграфии - заглавные буквы, которые письму придают особое изящество. Заодно и в написании цифр попрактикуемся :)
Для тех, кто к нам только присоединился - первый выпуск курсов каллиграфии ТУТ.
Продолжение уроков каллиграфии: Выпуск 3, Выпуск 4 и Выпуск 5
Продолжение уроков каллиграфии: Выпуск 3, Выпуск 4 и Выпуск 5
До следующих встреч!