Страницы

среда, 27 сентября 2017 г.

Ретро курсы каллиграфии. Выпуск 1


каллиграфический почерк


Сейчас уже сложно проследить, откуда берет свои истоки мода на каллиграфический шрифт, но с уверенностью можно сказать, что за последний, 2017 год, интерес к искусству красивого письма сильно возрос. На волне этой моды в крупных городах в большом количестве открываются курсы каллиграфии, интернет-статистика Яндекса и Гугла побивает свои же собственные рекорды прошлых лет
по поисковым запросам в стиле "курсы каллиграфии", "уроки каллиграфии" или "каллиграфия для начинающих".

Пожалуй, это - одно из немногих модных веяний, которое можно только всячески приветствовать и поощрять: каллиграфия не только формирует красивый почерк, способствует развитию творческого потенциала и художественных навыков, но и оказывает благоприятное воздействие на здоровье человека в целом. Как бы это странно ни звучало, но прямая связь между состоянием психического и физического здоровья и умением красиво писать была установлена специалистами Пекинского института графической коммуникации, сравнившими искусства письма с китайской гимнастикой цигун. Ученые утверждают, что выработка каллиграфического почерка стимулирует мозговую деятельность, развивает мышцы рук, благоприятно влияет на дыхание, способствует расслаблению и нивелированию стрессовых состояний.

Кроме того, умение чувствовать изящество линий и красоту симметрии развивает наблюдательность, воображение, логическое мышление и внимательность - те качества, которых так не хватает современным детям, привыкшим потреблять готовые информационные продукты, подаваемые в готовом виде и не требующие включения фантазии. Как видно из всего вышесказанного: каллиграфический почерк - это не только дань сегодняшней моде, но и прямой путь к духовному и телесному здоровью. По этой причине я начинаю серию публикаций, направленных на изучение основ русской каллиграфии. В качестве источника будет использоваться учебник прошлого века, предлагающий материалы для выработки "министерского" почерка, скорописи, таких популярных каллиграфических шрифтов, как рондо, готический, модно-славянский и другие.

 Подготовка к каллиграфическому письму


Как театр начинается с вешалки, так и любые курсы каллиграфии начинаются с такого, казалось бы, скучнейшего момента, как подготовка к письму. Несмотря на огромное желание пропустить этот этап и побыстрее перейти к основам начертания, рекомендуется обуздать свое нетерпение и не торопясь обустроить рабочее место. Невозможно выработать каллиграфический почерк при неправильном положении тела, некачественном освещении и стремлении перескакивать через "несущественные" этапы.

По этой причине обязательно проследите за тем, чтобы свет падал с левой стороны и хорошо освещал ваше рабочее место; чтобы поверхность письменного стола находилась на такой высоте, чтобы вы могли положить на нее обе руки, согнув локти, но при этом не поднимая, не опуская плеч и не сгибая спины; чтобы край стула находился на одной линии с краем стола - не стоит задвигать стул под столешницу или отодвигать его. Грудью нельзя наваливаться на стол, точно также как и не рекомендуется спиной облокачиваться на спинку стула: положение тела должно быть ровным, с легким, почти незаметным наклоном вперед.

Ноги должны стоять ровно, образуя одну из точек опор; второй такой точкой является левая рука, которую локтем кладут на стол. Левая рука служит опорой для корпуса и одновременно придерживает лист бумаги - таким образом с правой руки снимается часть тяжести тела, обеспечивая ей свободные движения при письме. Правая рука слегка опирается на стол в двух точках: у локтя и на согнутый мизинец (иногда и на безымянный палец). Кисть ни в коем случае не должна лежать на бумаге, а верхний конец ручки или пера - иметь направленность ровно в правое плечо.

Как правильно держать ручку (перо)


Ручку держат тремя пальцами - большим и средним, а слегка выгнутый указательный палец легко располагается поверх инструмента письма. Верхняя часть ручки имеет точку опоры у начала первого сустава указательного пальца. При правильном положении ручки ближе всего к ее стержню находится средний палец, далее располагается указательный палец и чуть выше указательного - большой палец.

Ручку не следует держать слишком крепко: чтобы проверить, не сильно ли сжата ручка пальцами, рекомендуется левой рукой слегка потянуть ее за верхний конец, не меняя положения пальцев - при правильном давлении ручка будет легко скользить между пальцами. Также очень важно обратить внимание на то, чтобы пальцы не опускались слишком низко и не держали ручку возле самого стержня - это делает почерк мелким и неразборчивым; точно также не надо держать ручку и слишком далеко, что тоже довольно сильно уродует почерк.

Если вы вырабатываете каллиграфический почерк с помощью тетрадей или прописей, то стоит запомнить, что нижний левый угол страницы, на которой вы пишете, должен располагаться напротив середины груди. При переходе на правую часть тетради или прописи необходимо так их сдвинуть влево, чтобы левый нижний угол этой страницы также приходился на центр груди. Пока идет выработка каллиграфического почерка, рекомендуется периодически проверять себя на правильность положения тела и расположения рабочих инструментов.

Введение в уроки каллиграфии


Чтобы приучить мышцы к ровным, легким, но пока непривычным для них движениям, необходимо усвоить следующие упражнения:

1. Проведение длинных горизонтальных линий

Это упражнение выполняется плечевым суставом и предплечьем с неподвижными пальцами и кистью руки. Равномерным движением, без скачков и рывков, двигается локоть, предплечье и кисть (кисть и пальцы не должны совершать никаких самостоятельных движений), мизинец может опираться на бумагу чуть тверже обычного, словно чертя собственную линию. Упражнение выполняется сначала медленно, затем, по мере выработки прямых четких линий - темп можно ускорить.

основы каллиграфии

Несмотря на внешнюю простоту, упражнение считается одним из самых трудных, т.к. требует уверенности руки. Линии должны получаться параллельными, тонкими, без нажима. С выполнением задания не следует торопиться - только хорошо освоив начертание прямых линий, можно в достаточной мере натренировать мышцы и подготовить их к каллиграфическому письму.

2. Дугообразные линии

Научившись начертанию прямых линий, переходим к дугам. В этом упражнении работает только предплечье, кисть, пальцы и плечевой сустав остаются неподвижными, локоть также остается на своем месте. Если дуга не получается ровной и красивой, значит кроме предплечья у вас работают еще какие-нибудь части руки или же локоть правой руки излишне сильно опирается на стол и необходимо ослабить это давление.

уроки каллиграфии


3. Двойные дугообразные линии

В этом упражнении происходит объединение движений предплечья и плечевого сустава; кисть и пальцы также остаются неподвижными. Каждая дуга занимает ровно половину строки и чертятся без отрыва пера. Отличие этого упражнения от предыдущего заключается в том, что локоть не остается неподвижным, а совершает движения вверх и вниз параллельно боковому краю бумаги. Т.е. когда перо начинает чертить первую дугу, локоть совершает легкое движение вверх до тех пор, пока перо не дойдет до середины дуги, т.е. до самой ее высокой точки. После того, как ручка (перо) начнет движение вправо, локоть немного смещается вниз и возвращается в исходное положение. После освоения этого упражнения можно переходить к начертанию дуги, состоящей из трех частей. Правила начертания те же, что и в упражнении 3.

основы каллиграфии

основы классической каллиграфии


После освоения базовых движений можно перейти к начертанию комбинированных линий. Эти задания выполняются так же, как и предыдущие: не торопясь, тщательно осваивая каждое упражнение и только после этого переходя к следующему. Не забывайте периодически проводить проверку правильности положения корпуса, пальцев, расположения руки и листа бумаги.

начальные уроки каллиграфии



выработка каллиграфического почерка


Уроки каллиграфии для развития мышц пальцев


Помните, как у "Наутилуса Помпилиуса" поется: "...движения твои очень скоро станут плавными"...

Так вот, даже самый простой каллиграфический шрифт не будет получаться красивым при недостаточном развитии пальцевых мышц и их умении совершать плавные легкие движения. Чтобы этого добиться, а одновременно - и избавиться от мышечных зажимов, неизбежно формирующихся у всех активных пользователей компьютерной мыши, придется вспомнить уроки первого класса общеобразовательной школы, когда все мы учились писать палочки и закорючки, чтобы затем превратить их сочетание в буквы.

Поэтому запаситесь терпением, не нервничайте, не переживайте, что "теряете время на всякую ерунду" и не задерживайте дыхание, выполняя упражнения, направленные на развитие мелкой моторики. Кстати говоря, в Японии многие крупные компании нанимают для своих служащих учителей каллиграфии - между прочим, эти уроки очень недешевы - таким образом руководство добивается не только выработку красивого почерка у своих подчиненных, но и их душевного спокойствия, развития творческого потенциала и ясности ума. Ведь именно каллиграфия в странах Востока считается навыком, по своему воздействию близкому к медитации.

В упражнении работаю только пальцы, все остальные части руки - неподвижны. Черта проводится легко, без нажима, в среднем темпе. Удобнее всего пользоваться письмом "по такту", когда на каждое движение уходит одинаковое количество времени. На счет "раз" вычерчивается штрих, на счет "два" руку переносите вправо - сначала это делается медленно, затем темп можно слегка ускорять.

Ручку (перо) ставят на бумагу в правильном положении, затем сгибают пальцы - получается штрих. Работают только пальцы! После этого одним движением рука переносится вправо, пальцы в это время выпрямляются, после чего проводится вторая линия и т.д. Очень удобно пользоваться шаблоном - для этого можно распечатать рисунок, приведенный в этом упражнении.

первые уроки каллиграфии

начальные уроки каллиграфии


Следующие задания будут направлены на выработку навыка совместного движения пальцев и предплечья. Соединительная линия между наклонными штрихами чертится так: сделав первый штрих, пальцы начинают распрямляться, в это же время правая рука легким движением сдвигается вправо (локоть и мизинец скользят по столу) - так получается соединительная линия. На вычерчивание этой линии должно уходить чуть меньше времени, чем на наклонный штрих. Это упражнение также удобно выполнять "по такту".


начала каллиграфии

основы каллиграфии



Далее приучаем пальцы совершать уже не только прямые, но и сложные круговые движения. Все части руки, кроме пальцев, по-прежнему остаются неподвижными! Вычерчиваемые фигуры должны быть одинакового размера, выполнены без нажима, с легким наклоном вправо. Движение пальцев при начертании обозначено стрелкой.

выработка каллиграфического почерка

После начертания овалов попробуйте, не снимая пера со строки и не изменяя положения руки, начертить прямую горизонтальную линию - если у вас это получится хорошо, значит, рука начинает приобретать необходимые качества для каллиграфического письма.

Также показателем того, что упражнения №12 и №13 были усвоены хорошо, является и правильность выполнения следующих заданий, в которых происходит совместная работа плечевого сустава и круговых движений пальцев. Локоть же при этом не должен совершать движений вверх и вниз. Штрихи, похожие на прописную букву "е" чертятся непрерывно, одним движением пера, без нажима. Плечевой сустав перемещает руку вправо также непрерывным плавным движением.

каллиграфические прописи


Начертания элементов букв с нажимом


Во всех предыдущих заданиях мы учились писать элементы легко, ровно и без нажима. Теперь можно переходить и к следующему этапу: начертание с нажимом. Чтобы получить более толстый штрих, чем обычно, необходимо слегка надавить на перо или стержень указательным пальцем. Нажим должен быть равномерным, чтобы линии получались одинаковой толщины.

обучение каллиграфическому письму

Немного усложненное упражнение подразумевает начертание сначала тонкого, волосного штриха, который начинается чуть ниже линии строки и чертится быстрым  легким движением пальцев. Затем следует нажим, чтобы волосной штрих и толстая часть линии сливались в верхней части строки; ближе к низу строки нажим следует ослабить и медленным движением начертить часть овала. Затем пальцы выпрямляются и выполняют конечный волосной штрих. Особое внимание обращаем на ровность и красоту начертания овала.

каллиграфическое письмо


каллиграфия прописи


Продолжение следует - дальнейшие уроки каллиграфии будут посвящены упражнениям на начертание букв. До скорых встреч!


Каллиграфический почерк


Продолжение ТУТ