Специализированная книги для ремесленников, издания середины позапрошлого века очень много внимания уделила производству стекла и предметов, сделанных на его основе. Весь производственный цикл стекольного дела я описывать не буду, хотя это и очень интересная информация, а вот о том, как сделать зеркало, расскажу поподробнее.
После того как владельцы стекольных фабрик научились делать прозрачное и зеленое стекло, которое получалось в результате использования неочищенных исходных ингредиентов, самые расторопные коммерсанты поняли, что их продукция будет раскупаться гораздо лучше, если они предложат публике изделия из цветных стекол и стекол с отражающей поверхностью, т.е. зеркал.
Сначала на производстве был широко распространен самый простой способ изготовления зеркал. Для него требовалось изготовить прозрачный стеклянный лист хорошего качества - без пузырьков воздуха, песчинок, радужных наплывов и пр., что говорило о нарушении технологии изготовления, и отполировать поверхность этого листа до невероятной гладкости.
Затем под отполированное прозрачное стекло подкладывали лист так называемой оловянной сортутки. Сортутка представляла собой очень тонкое листовое олово высшего сорта, старательно натертое чистой, без каких-либо примесей ртутью. Эта работа по подготовке зеркального материала была довольно проста, хотя и требовала определенной сноровки:
Чуть позже на зеркальные производства стали поступать жалобы, что зеркала с оловянно-ртутной основой имеют низкие эксплуатационные свойства: зеркальная поверхность легко царапается даже при первых попытках повесить зеркало на стену; в ванных комнатах от повышенной влажности отражающий слой идет пятнами; в жарко натопленных помещениях олово с ртутью отслаиваются и т.д.
Ну и кроме того, фабрикантами было замечено, что у рабочих, часто имеющих дело с этими ингредиентами (ртуть и олово) слишком часто наблюдаются признаки серьезного отравления и общего недомогания. По этим причинам было решено отказаться от использования ртути в пользу серебра.
Перед тем как сделать зеркало, эксплуатация которого окажется безвредной для здоровья и не доставит хлопот при использовании при различных температурных режимах, фабриканты долго искали подходящие для этих целей материалы. В итоге решено было остановиться на серебре, которое использовалось по методу Дрейнона (к сожалению, выяснить, кто это такой, так и не удалось).
Лист прозрачного стекла так же тщательно очищают от загрязнений и жировых пятен, как и в первом случае, затем с помощью замазки делают небольшие бортики по краям будущего зеркала и в это огражденное пространство выливают специальную жидкость, состав которой приводится в переводе на современные единицы:
Заграничные специалисты позапрошлого века наравне с серебром использовали и платину - такое покрытие отличалась прочностью, износостойкостью и было безопасным для здоровья рабочих и потребителей.
Открылась возможность изготовления платинового покрытия в процессе опыта, когда сухую хлористую платину растворяли в лавандовом масле, затем этот раствор выпаривали и в процессе выпаривания на стенках лабораторной колбы оседал ровный и тонкий слой металлической платины.
Перед тем, как сделать зеркало из платины, лист стекла так же, как и в предыдущих случаях. хорошенько полируют с одной стороны, затем с помощью кисти его покрывают раствором, для приготовления которого 110 г тонкой листовой платины растворяют в 1,6 л царской водки (на 1000 частей соляной кислоты взято 400 частей азотной кислоты). Затем этот раствор выпаривают и образуется хлористая платина.
Полученную платину растирают в ступке, добавляют к ней понемногу масла лаванды, доводя его количество до 1,6 л, переливают раствор в фарфоровый сосуд и настаивают до 8 дней. Затем смесь процеживают и еще дают ей настояться 6 дней. После этого готовят так называемый "плавень": 25,5 г оксида свинца, 25,5 г борнокислого свинца, растертого с 10 г лавандового масла смешивают с настоявшимся платиновым раствором, после чего этим составом покрывают стекло. Затем стекло аккуратно помещают в муфельную печь и обжигают. Готовое зеркало с обратной стороны покрывают слоем масляной краски, что защищает отражающий слой от механических повреждений.
В настоящее время сделать зеркало своими руками можно, руководствуясь технологией серебрения, описанной выше. Но если раньше для этого процесса были необходимы натуральные масла кассии и гвоздики, то теперь можно обойтись довольно простыми химическими реактивами.
Для начала стекло, предназначенное для покрытия зеркальной пленкой, тщательно моют и обезжиривают: на поверхности не должно оставаться пятен и следов от пальцев, иначе зеркальная пленка не будет держаться на стекле. И, кстати говоря, совершенно необязательно использовать в качестве базовой поверхности стекло - это может быть гладкая, хорошо отполированная пластина металла, фаянс, дерево, покрытое тонким ровным слоем парафина и даже глина.
Обезжиривание стекла обычно делают с помощью раствора едкого калия (при приготовлении раствора необходимо соблюдать осторожность - это вещество сильно нагревается при реакции с водой), затем стекло промывают дистиллированной водой и просушивают.
Так же, как и по старинным технологиям, делаем бортик для удержания раствора по периметру стекла - в наше время можно воспользоваться обычным пластилином или разогретым воском. Затем готовят раствор для серебрения: в дистиллированной воде растворяют нитрат серебра (азотнокислое серебро), и при интенсивном помешивании в смесь добавляют несколько капель 25% нашатырного спирта.
Чтобы рассчитать количество ингредиентов, для начала стоит определиться с желаемой толщиной слоя серебряной пленки. Так, к примеру, чтобы покрыть серебряной пленкой квадрат габаритами 200 х 200 мм, понадобится около 1 литра раствора. Для получения такого раствора берут около 5 мл азотнокислого серебра, и 300 мл дистиллированной воды. Количество нашатырного спирта определяют по реакции: добавляя его по каплям в раствор серебра и воды, следят за моментом, когда исчезнет осадок. как только осадок исчез - нашатыря больше добавлять не нужно. В прозрачный раствор добавляем еще 4 капли нитрата серебра - состав должен приобрести легкий желтоватый оттенок.
К полученной смеси приливаем раствор едкого натра: 8 г вещества растворяют в 210 г дистиллированной воды. При соединении обоих растворов (непрерывно взбалтываем сосуд!) появляется осадок, который опять растворяют несколькими каплями нашатырного спирта. Состав фильтруют, и отставляют на время в сторону, чтобы в отдельном сосуде в 210 мл дистиллированной воды растворить 11 г чистой глюкозы.
Растворенную глюкозу выливают на стекло, затем туда же аккуратно добавляют смесь с нитратом серебра и оставляют заготовку на 10-15 минут для протекания необходимых химических реакций. Затем жидкость сливают, зеркальную поверхность промывают дистиллированной водой и оставляют для просушки в вертикальном положении. Чтобы защитить зеркало, сделанное своими руками, от механических повреждений, серебряную поверхность покрывают лаком или краской.
Таким же образом можно делать не зеркала, а элементы дизайна интерьера, покрывая серебряным слоем различные изделия из стекла, металла или глины. И, кстати говоря, стекольное производство в старину не ограничивалось производством одних только бытовых вещей, но и выпускало элементы для создания украшений: бисер, сплошные или дутые бусины из цветного стекла, или имитирующие жемчужины.
Для того чтобы сделать перламутровую пленку на изделиях из стекла, использовали чешую белорыбицы (а также и других рыб с серебристой чешуей) - счищенная белая, блестящая чешуя заливается водой и выдерживается несколько дней, чтобы отделить слизь и загрязнения. Затем чешуйки кладут в ступку, добавляют немного воды и тщательно растирают до получения однообразной массы. Затем получившуюся массу через марлю или холст отжимают, выжидают оседание перламутрового осадка, к которому добавляют аммиак и рыбий клей (в ряде рецептов предлагается заменить агар-агаром). Этим составом можно покрывать бусины или любые другие изделия из стекла для получения жемчужного эффекта.
После того как владельцы стекольных фабрик научились делать прозрачное и зеленое стекло, которое получалось в результате использования неочищенных исходных ингредиентов, самые расторопные коммерсанты поняли, что их продукция будет раскупаться гораздо лучше, если они предложат публике изделия из цветных стекол и стекол с отражающей поверхностью, т.е. зеркал.
Зеркало из ртути
Сначала на производстве был широко распространен самый простой способ изготовления зеркал. Для него требовалось изготовить прозрачный стеклянный лист хорошего качества - без пузырьков воздуха, песчинок, радужных наплывов и пр., что говорило о нарушении технологии изготовления, и отполировать поверхность этого листа до невероятной гладкости.
Затем под отполированное прозрачное стекло подкладывали лист так называемой оловянной сортутки. Сортутка представляла собой очень тонкое листовое олово высшего сорта, старательно натертое чистой, без каких-либо примесей ртутью. Эта работа по подготовке зеркального материала была довольно проста, хотя и требовала определенной сноровки:
- рабочий тщательно вытирал лист стекла, удаляя с него пылинки, различные пятна, следы пальцев и пр. Та сторона листа, на которую будет накладываться олово, должна быть идеально чистой и сухой;
- лист олова хорошенько натирали ртутью и этой натертой стороной прикладывали к стеклу;
- затем натертое ртутью олово аккуратно разглаживали, избавляясь от складочек и морщинок, осторожно прижимали его по углам стеклам, стараясь не повредить и протирали сухой тканью - сортутка "приклеивалась" к стеклу, образуя зеркальную поверхность.
Чуть позже на зеркальные производства стали поступать жалобы, что зеркала с оловянно-ртутной основой имеют низкие эксплуатационные свойства: зеркальная поверхность легко царапается даже при первых попытках повесить зеркало на стену; в ванных комнатах от повышенной влажности отражающий слой идет пятнами; в жарко натопленных помещениях олово с ртутью отслаиваются и т.д.
Ну и кроме того, фабрикантами было замечено, что у рабочих, часто имеющих дело с этими ингредиентами (ртуть и олово) слишком часто наблюдаются признаки серьезного отравления и общего недомогания. По этим причинам было решено отказаться от использования ртути в пользу серебра.
Серебряное зеркало
Перед тем как сделать зеркало, эксплуатация которого окажется безвредной для здоровья и не доставит хлопот при использовании при различных температурных режимах, фабриканты долго искали подходящие для этих целей материалы. В итоге решено было остановиться на серебре, которое использовалось по методу Дрейнона (к сожалению, выяснить, кто это такой, так и не удалось).
Лист прозрачного стекла так же тщательно очищают от загрязнений и жировых пятен, как и в первом случае, затем с помощью замазки делают небольшие бортики по краям будущего зеркала и в это огражденное пространство выливают специальную жидкость, состав которой приводится в переводе на современные единицы:
- 70 мл азотнокилого серебра;
- 140 мл воды;
- 17 мл жидкого аммиака;
- 115 мл винного спирта;
- 20-30 капель масла кассии.
Смесь готовится таким образом: азотнокислое серебро сначала растворяю в воде и аммиаке, смесь перемешивают и процеживают через сложенную в несколько слоев марлю, после чего добавляют к ней спирт и масло.
После того, как готовая смесь будет вылита на стеклянный лист, в нескольких местах на нее капают 6-12 капель восстанавливающей смеси, состоящей из 1 части гвоздичного масла и 3 частей винного спирта: серебро под воздействием гвоздичного масла осаждается, образуя серебряный отражающий слой.
Платиновое зеркало
Открылась возможность изготовления платинового покрытия в процессе опыта, когда сухую хлористую платину растворяли в лавандовом масле, затем этот раствор выпаривали и в процессе выпаривания на стенках лабораторной колбы оседал ровный и тонкий слой металлической платины.
Перед тем, как сделать зеркало из платины, лист стекла так же, как и в предыдущих случаях. хорошенько полируют с одной стороны, затем с помощью кисти его покрывают раствором, для приготовления которого 110 г тонкой листовой платины растворяют в 1,6 л царской водки (на 1000 частей соляной кислоты взято 400 частей азотной кислоты). Затем этот раствор выпаривают и образуется хлористая платина.
Полученную платину растирают в ступке, добавляют к ней понемногу масла лаванды, доводя его количество до 1,6 л, переливают раствор в фарфоровый сосуд и настаивают до 8 дней. Затем смесь процеживают и еще дают ей настояться 6 дней. После этого готовят так называемый "плавень": 25,5 г оксида свинца, 25,5 г борнокислого свинца, растертого с 10 г лавандового масла смешивают с настоявшимся платиновым раствором, после чего этим составом покрывают стекло. Затем стекло аккуратно помещают в муфельную печь и обжигают. Готовое зеркало с обратной стороны покрывают слоем масляной краски, что защищает отражающий слой от механических повреждений.
Зеркало своими руками в наше время
В настоящее время сделать зеркало своими руками можно, руководствуясь технологией серебрения, описанной выше. Но если раньше для этого процесса были необходимы натуральные масла кассии и гвоздики, то теперь можно обойтись довольно простыми химическими реактивами.
Для начала стекло, предназначенное для покрытия зеркальной пленкой, тщательно моют и обезжиривают: на поверхности не должно оставаться пятен и следов от пальцев, иначе зеркальная пленка не будет держаться на стекле. И, кстати говоря, совершенно необязательно использовать в качестве базовой поверхности стекло - это может быть гладкая, хорошо отполированная пластина металла, фаянс, дерево, покрытое тонким ровным слоем парафина и даже глина.
Обезжиривание стекла обычно делают с помощью раствора едкого калия (при приготовлении раствора необходимо соблюдать осторожность - это вещество сильно нагревается при реакции с водой), затем стекло промывают дистиллированной водой и просушивают.
Так же, как и по старинным технологиям, делаем бортик для удержания раствора по периметру стекла - в наше время можно воспользоваться обычным пластилином или разогретым воском. Затем готовят раствор для серебрения: в дистиллированной воде растворяют нитрат серебра (азотнокислое серебро), и при интенсивном помешивании в смесь добавляют несколько капель 25% нашатырного спирта.
Чтобы рассчитать количество ингредиентов, для начала стоит определиться с желаемой толщиной слоя серебряной пленки. Так, к примеру, чтобы покрыть серебряной пленкой квадрат габаритами 200 х 200 мм, понадобится около 1 литра раствора. Для получения такого раствора берут около 5 мл азотнокислого серебра, и 300 мл дистиллированной воды. Количество нашатырного спирта определяют по реакции: добавляя его по каплям в раствор серебра и воды, следят за моментом, когда исчезнет осадок. как только осадок исчез - нашатыря больше добавлять не нужно. В прозрачный раствор добавляем еще 4 капли нитрата серебра - состав должен приобрести легкий желтоватый оттенок.
К полученной смеси приливаем раствор едкого натра: 8 г вещества растворяют в 210 г дистиллированной воды. При соединении обоих растворов (непрерывно взбалтываем сосуд!) появляется осадок, который опять растворяют несколькими каплями нашатырного спирта. Состав фильтруют, и отставляют на время в сторону, чтобы в отдельном сосуде в 210 мл дистиллированной воды растворить 11 г чистой глюкозы.
Растворенную глюкозу выливают на стекло, затем туда же аккуратно добавляют смесь с нитратом серебра и оставляют заготовку на 10-15 минут для протекания необходимых химических реакций. Затем жидкость сливают, зеркальную поверхность промывают дистиллированной водой и оставляют для просушки в вертикальном положении. Чтобы защитить зеркало, сделанное своими руками, от механических повреждений, серебряную поверхность покрывают лаком или краской.
Таким же образом можно делать не зеркала, а элементы дизайна интерьера, покрывая серебряным слоем различные изделия из стекла, металла или глины. И, кстати говоря, стекольное производство в старину не ограничивалось производством одних только бытовых вещей, но и выпускало элементы для создания украшений: бисер, сплошные или дутые бусины из цветного стекла, или имитирующие жемчужины.
Для того чтобы сделать перламутровую пленку на изделиях из стекла, использовали чешую белорыбицы (а также и других рыб с серебристой чешуей) - счищенная белая, блестящая чешуя заливается водой и выдерживается несколько дней, чтобы отделить слизь и загрязнения. Затем чешуйки кладут в ступку, добавляют немного воды и тщательно растирают до получения однообразной массы. Затем получившуюся массу через марлю или холст отжимают, выжидают оседание перламутрового осадка, к которому добавляют аммиак и рыбий клей (в ряде рецептов предлагается заменить агар-агаром). Этим составом можно покрывать бусины или любые другие изделия из стекла для получения жемчужного эффекта.