Изготовление витражей - наверное, одно из самых древних видов декоративного искусства, и, пожалуй, одно из самых удивительных, оказывающих мощное воздействие на эмоциональную сферу человека. Загадочный свет, льющийся через фрагменты разноцветного стекла, всегда неуловимым образом изменяют атмосферу помещения, придавая ему определенную одухотворенность.
И, кстати говоря, именно по причине такого мощного воздействия витражей на чувства и эмоции человека, широко использовать это искусство начали христианские храмы, оказав тем самым непосредственное влияние на развитие архитектуры и становление витражного искусства.
Трудно не согласиться с тем, что витражное стекло, образующее причудливые орнаменты и картины, представляет собой невероятно красивое зрелище: достаточно вспомнить, к примеру, станцию московского метрополитена "Новослободская", украшенную 32 красиво подсвеченными витражами. Эти картины выполнены классическим способом, довольно трудоемким и затратным.
Классический метод изготовления витража подразумевает заготовку отдельных элементов картины, каждый из которых обрамляется оловянной или свинцовой жилкой (профилем) с П-образным сечением. Перед началом работы по цветному рисунку, выполненному в натуральную величину, делают шаблоны, по которым и вырезают алмазным стеклорезом все элементы картины.
Очень важно учесть такой момент: вырезанный из картона шаблон должен быть чуть меньше оригинальной детали - на толщину обрамляющего профиля. Также не лишним будет заготовить два цветных рисунка: по одному будет осуществляться набор элементов, со вторым можно сверяться по ходу изготовления витража.
Каждый элемент пронумеровывают, сверяясь с рисунком, и обрамляют свинцовым профилем. Затем детали будущей витражной картины раскладывают прямо на шаблоне, начиная с нижних рядов. (Лучше всего сборку проводить прямо в стальную раму, хотя, некоторые мастера сначала собирают рисунок, а затем заключают его в раму из уголков и пропаивают по контуру для прочности крепления).
Каждый элемент пропаивают по периметром с соседним, таким образом собрав весь рисунок. Затем витраж вставляют в подготовленное для него место: оконную или дверную раму - эффектнее всего будут смотреться те картины, которым обеспечена подсветка с изнаночной стороны, как это сделано на станции метро "Новослободская".
В домашних условиях профили для обрамления стеклянных элементов картины можно сделать из свинцовых оболочек кабеля: оболочку разрезают вдоль, разворачивают ее и нарезают на полосы нужной ширины. Из такой полоски нетрудно будет сделать П-образный профиль для элементов витража.
Если в картине используются плавные изгибы, то для придания нужной формы профилю понадобятся прочные лекала. На лекале подбирают тот вариант изгиба, который максимально соответствует детали картины, накладывают на него профиль и изгибают. Затем, уже на плоскости, выравнивают стеки профиля, на котором во время деформации могли образоваться складки. Как правило, эти дефекты легко устраняются деревянным молотком.
Для пайки элементов рекомендуется пользоваться стеариновой кислотой, которую наносят на шов тонкой кисточкой и затем пропаивают элементы по всей длине шва. Таким же образом фиксируют детали и с обратной стороны витража.
Если под рукой нет специального витражного цветного стекла, то его можно сделать из обычного оконного. Для этого понадобятся керамические краски, выпускаемые обычно в виде порошка, который разводят водой.
Обычное прозрачное стекло нарезают в соответствии с шаблонами (обязательно учитывая толщину профиля!), затем каждый фрагмент будущего витража моют в мыльной воде и ополаскивают дочиста, чтобы не осталось разводов. Керамическую краску нужного цвета разводят в воде и наносят на поверхность стекла. Когда все элементы будут готовы, их, по правильной технологии, полагается помещать в муфельную печь, которую очень медленно доводят до температуры 500 градусов, поддерживают ее в течение 15-20 минут, после чего печь выключают и оставляют стекло в ней остывать.
Но мало у кого в домашних условиях можно найти муфельную печь, поэтому часто используют такой способ: элементы витража раскладывают на большой чугунной сковороде, накрывают ее другой сковородой и медленно нагревают на огне до тех пор, пока сковорода очень сильно не раскалится. Затем огонь постепенно начинают убавлять, сводя его до самого маленького. а потом и совсем выключают. В результате такого обжига можно получить красивое цветное стекло.
При покупке красок необходимо учитывать, что они бывают как прозрачные, так и укрывистые (непрозрачные). Очень красиво выглядят витражи, фон которых сделан из прозрачных, пропускающих свет красок, а сами элементы картины - из укрывистых красок.
Очень часто витражи делают и из оргстекла, которое по своим качествам ничуть не уступает традиционному стеклу. Чтобы окрасить оргстекло в различные цвета, можно воспользоваться вот такими старинными рецептами:
Изготовление картин с использованием разноцветной пленки относится к разновидности имитации витражей. Особой сложности данная техника не представляет:
Еще одна разновидность имитации витража - это использование красок. Несмотря на всю простоту этой техники, такие картины могут выглядеть очень эффектно.
Для изготовления витража методом раскрашивания или заливки, как его иногда называют, так же, как и в ранее описанных способах сначала рисуют цветной образец в натуральную величину. Затем на рисунок накладывают обезжиренное стекло - в дальнейшем лучше работать в матерчатых рабочих перчатках, чтобы не оставлять следов пальцев.
Для обводки контуров деталей используют масляную краску в тюбиках (в настоящее время для облегчения процесса можно воспользоваться и более современными методами, в том числе - и готовыми красками для контуринга). Краска должна быть темных тонов: черная, коричневая, зеленая, синяя и т.д. В крышке тюбика делают отверстие нужного размера и с его помощью обводят контуры каждого элемента витража.
После того как краска полностью высохнет, приступают к заливке каждого элемента. Удобнее всего наносить краску либо шприцем, либо толстой кистью, хорошо пропитанной краской. Но ни в коем случае нельзя размазывать краску по поверхности детали, как это делается во время рисования!
Краска должна растечься естественным образом; если же цветной элемент получился бледноватым, то после высыхания первого слоя можно добавить еще немного краски тем же способом.
Когда-то для такого способа изготовления витражей были очень популярны самодельные красители, сделанные из прозрачного нитролака (цапонлак, мебельный лак), разбавленного растворителем. В полученную смесь затем добавляли художественную масляную краску нужного цвета и тщательно размешивали.
Варьируя концентрацию красящего пигмента, можно при изготовлении витража добиться получения как ярких оттенков, так и нежных полутонов.
И, кстати говоря, именно по причине такого мощного воздействия витражей на чувства и эмоции человека, широко использовать это искусство начали христианские храмы, оказав тем самым непосредственное влияние на развитие архитектуры и становление витражного искусства.
Трудно не согласиться с тем, что витражное стекло, образующее причудливые орнаменты и картины, представляет собой невероятно красивое зрелище: достаточно вспомнить, к примеру, станцию московского метрополитена "Новослободская", украшенную 32 красиво подсвеченными витражами. Эти картины выполнены классическим способом, довольно трудоемким и затратным.
Классический метод изготовления витража
Классический метод изготовления витража подразумевает заготовку отдельных элементов картины, каждый из которых обрамляется оловянной или свинцовой жилкой (профилем) с П-образным сечением. Перед началом работы по цветному рисунку, выполненному в натуральную величину, делают шаблоны, по которым и вырезают алмазным стеклорезом все элементы картины.
Очень важно учесть такой момент: вырезанный из картона шаблон должен быть чуть меньше оригинальной детали - на толщину обрамляющего профиля. Также не лишним будет заготовить два цветных рисунка: по одному будет осуществляться набор элементов, со вторым можно сверяться по ходу изготовления витража.
Каждый элемент пронумеровывают, сверяясь с рисунком, и обрамляют свинцовым профилем. Затем детали будущей витражной картины раскладывают прямо на шаблоне, начиная с нижних рядов. (Лучше всего сборку проводить прямо в стальную раму, хотя, некоторые мастера сначала собирают рисунок, а затем заключают его в раму из уголков и пропаивают по контуру для прочности крепления).
Каждый элемент пропаивают по периметром с соседним, таким образом собрав весь рисунок. Затем витраж вставляют в подготовленное для него место: оконную или дверную раму - эффектнее всего будут смотреться те картины, которым обеспечена подсветка с изнаночной стороны, как это сделано на станции метро "Новослободская".
Хитрости при изготовлении витражей
В домашних условиях профили для обрамления стеклянных элементов картины можно сделать из свинцовых оболочек кабеля: оболочку разрезают вдоль, разворачивают ее и нарезают на полосы нужной ширины. Из такой полоски нетрудно будет сделать П-образный профиль для элементов витража.
Если в картине используются плавные изгибы, то для придания нужной формы профилю понадобятся прочные лекала. На лекале подбирают тот вариант изгиба, который максимально соответствует детали картины, накладывают на него профиль и изгибают. Затем, уже на плоскости, выравнивают стеки профиля, на котором во время деформации могли образоваться складки. Как правило, эти дефекты легко устраняются деревянным молотком.
Для пайки элементов рекомендуется пользоваться стеариновой кислотой, которую наносят на шов тонкой кисточкой и затем пропаивают элементы по всей длине шва. Таким же образом фиксируют детали и с обратной стороны витража.
Витражное стекло
Обычное прозрачное стекло нарезают в соответствии с шаблонами (обязательно учитывая толщину профиля!), затем каждый фрагмент будущего витража моют в мыльной воде и ополаскивают дочиста, чтобы не осталось разводов. Керамическую краску нужного цвета разводят в воде и наносят на поверхность стекла. Когда все элементы будут готовы, их, по правильной технологии, полагается помещать в муфельную печь, которую очень медленно доводят до температуры 500 градусов, поддерживают ее в течение 15-20 минут, после чего печь выключают и оставляют стекло в ней остывать.
Но мало у кого в домашних условиях можно найти муфельную печь, поэтому часто используют такой способ: элементы витража раскладывают на большой чугунной сковороде, накрывают ее другой сковородой и медленно нагревают на огне до тех пор, пока сковорода очень сильно не раскалится. Затем огонь постепенно начинают убавлять, сводя его до самого маленького. а потом и совсем выключают. В результате такого обжига можно получить красивое цветное стекло.
При покупке красок необходимо учитывать, что они бывают как прозрачные, так и укрывистые (непрозрачные). Очень красиво выглядят витражи, фон которых сделан из прозрачных, пропускающих свет красок, а сами элементы картины - из укрывистых красок.
Окраска органического стекла
- спирт этиловый - 97% всего состава
- спирторастворимый пигмент - 3% всего состава
К спирторастворимым краскам относятся пасты из шариковых ручек, чернила, краски на основе нитроцеллюлозы. Пигмент смешивают со спиртом (подойдет как технический, так и денатурированный), затем смесь подогревают на водяной бане до 70 градусов и погружают в нее окрашиваемый элемент.
Второй рецепт:
Дихлорэтан - 30%
уксусная эссенция - 10%
бензол - 57%
спирторастворимый пигмент - 3%
Способ приготовления красящей смеси такой же, как и в первом рецепте.
Чтобы придать органическому стеклу молочный цвет, часто используемый в качестве основы под дальнейшую покраску (т.е. сделать стекло непрозрачным), достаточно обработать нужный элемент в течение 2-10 минут насыщенным раствором серной кислоты.
Витражи из оргстекла делают таким же способом, как и из обычного стекла, с той лишь разницей, что жилку припаивают чуть быстрее обычного, чтобы стекло не успело деформироваться от тепла паяльника.
Пленочный витраж
Изготовление картин с использованием разноцветной пленки относится к разновидности имитации витражей. Особой сложности данная техника не представляет:
- на листе картона в натуральную величину и в цвете изображают нужный рисунок;
- на рисунок накладывают стекло;
- на каждый элемент наклеивают цветную пленку, согласно рисунку (пленка не должна образовывать складок!);
- из черной пленки вырезают узкие полосы, которые используют для обрамления элементов витража. Наклеивать кайму нужно так, чтобы одна полоса не замыкала отдельный элемент полностью, а только его часть. Следующая обрамляющая полоска замкнет предыдущую;
- когда рисунок будет закончен, на него накладывают второе стекло и вставляют готовый витраж в раму.
Если на пленке все же образовались небольшие пузыри, то устранить их можно проколом, воспользовавшись тонкой швейной иглой.
Витраж красками (заливной витраж)
Для изготовления витража методом раскрашивания или заливки, как его иногда называют, так же, как и в ранее описанных способах сначала рисуют цветной образец в натуральную величину. Затем на рисунок накладывают обезжиренное стекло - в дальнейшем лучше работать в матерчатых рабочих перчатках, чтобы не оставлять следов пальцев.
Для обводки контуров деталей используют масляную краску в тюбиках (в настоящее время для облегчения процесса можно воспользоваться и более современными методами, в том числе - и готовыми красками для контуринга). Краска должна быть темных тонов: черная, коричневая, зеленая, синяя и т.д. В крышке тюбика делают отверстие нужного размера и с его помощью обводят контуры каждого элемента витража.
После того как краска полностью высохнет, приступают к заливке каждого элемента. Удобнее всего наносить краску либо шприцем, либо толстой кистью, хорошо пропитанной краской. Но ни в коем случае нельзя размазывать краску по поверхности детали, как это делается во время рисования!
Краска должна растечься естественным образом; если же цветной элемент получился бледноватым, то после высыхания первого слоя можно добавить еще немного краски тем же способом.
Когда-то для такого способа изготовления витражей были очень популярны самодельные красители, сделанные из прозрачного нитролака (цапонлак, мебельный лак), разбавленного растворителем. В полученную смесь затем добавляли художественную масляную краску нужного цвета и тщательно размешивали.
Варьируя концентрацию красящего пигмента, можно при изготовлении витража добиться получения как ярких оттенков, так и нежных полутонов.