Какие ассоциации обычно у нас возникают в голове при словах "старинный туризм"? Брезентовые палатки, рюкзаки защитного цвета, дежурство у костра, котелки и жестяные кружки, "штормовки" с капюшонами - примерно так? Давайте посмотрим, что предлагал туристам прошлого века специализированный справочник.
Издание первой половины прошлого столетия очень деталь и обстоятельно рассмотрело важнейшие стороны пешеходного, водного, лыжного и других видов туризма. Конечно же, как это было принято в то время, развитие туризма имело в первую очередь, оборонное значение - хорошо подготовленный турист - это почти солдат, способный выжить в любой обстановке.
Но нас эта старинная книга интересует чисто с практической и познавательной точки зрения. Пусть многие предложенные изданием технологии уже и устарели, но тем не менее, навыки выживания, умения ориентироваться, разжигать огонь, оказывать медицинскую помощь никогда не будут лишними.
Для тех туристов, которые предпочтут самостоятельное изготовление палатки, выше приводятся схемы и некоторые подробности пошива. После раскроя отдельных деталей конструкции, каждую из них перед соединением с другими частями, нужно снабдить всеми необходимыми конструктивными элементами.
Крыша палатки: к ней подшиваются короткие края. в которые застрачиваются петли из тесьмы шириной 2-3 см; петли пришивают на так называемых подкреплениях - отрезках плотной ткани, которые прошиваются по всем краям и крест-накрест вместе с петлей и материалом крыши. Конек крыши также подшивают тесьмой, а в концы конька заделывают люверсы, в которые проходит острие крыши. Кроме того, люверсы ставятся и на "подкреплении", к которому пришивается петля для продольной стяжки.
Пол: к полу подшиваются подкрепления и петли для его растяжки. Пол можно кроить вместе с задней стенкой и порожком.
Боковые стенки:к ним пришиваются внутренние карманы для различных мелочей.
Передняя стенка (вход): к ней подшивается один клапан для застежки входа и по два клапана на окна: изнутри и снаружи.
Порядок сшивания деталей:
Первая категория рюкзаков подходит для небольших грузов и не очень длительных маршрутов, т.к. отсутствие каркаса мешает правильному распределению груза, от прилегающей к спине ткани тело потеет, рюкзак не фиксируется, что может быть неудобным, например, при лыжных походах.
Основные требования к хорошему рюкзаку: он должен быть непромокаемым, вместительным, удобно лежать на спине. У него должны быть широкие, не натирающие плечи лямки, подшитые плотной тканью и несколько небольших карманов для размещения необходимых в походе негабаритных вещей.
Ниже приводятся схемы и выкройки обоих типов рюкзаков.
Ниже будут приведены подробные выкройки, которые позволять сшить рюкзак своими руками - цифры без скобок - это размеры деталей обычного рюкзака; цифры в скобках - размеры для рюкзака с каркасом, во всем остальном выкройка - универсальна. Кружками обозначаются номера деталей.
Схема сборки и пошива рюкзака такова:
Примечания: на каркасный рюкзак расход ткани составляет 2,1 кв. м; наиболее оптимальная ширина тесьмы - 15 мм; внутренние карманы желательно делать из плотной ткани с водоотталкивающей пропиткой, расход - 0,5 кв. м. Детали 2, 17, 22 предназначены только для каркасного рюкзака.
В качестве утеплителя для спального мешка могут использоваться такие материалы, как ватин. шерстяная вата, натуральный пух: самым лучшим пухом считается гусиный и гагачий. Утепляющие слои при самостоятельном пошиве мешка должны быть обязательно простеганы, причем самая лучшая стежка - это ручная, т.к. при машинной стежке в швах материал спрессовывается и впоследствии плохо сохраняет тепло.
Тем, кто хочет сшить спальный мешок своими руками, рекомендуется придерживаться такой последовательности:
Выкройка спального мешка:
Требования к одежде туриста такие же, как и к вышеописанным предметам: удобство, комфорт, способность сохранять тепло и соответствовать времени года, типу путешествия и климату. При путешествиях в холодное время года не стоит забывать о том, что самыми незащищенными и сильно мерзнущими частями тела являются колени, поэтому для их дополнительной защиты старинное туристическое пособие рекомендует с изнаночной стороны нашить ватные стеганые прокладки.
Чтобы обувь туриста служила долго, ей важно обеспечить соответствующий уход: перед походом ботинки смазывают старым свиным салом, рыбьим жиром, касторовым масломи т.д. Мазь наносят только на сухую обувь, после чего ее ставят на солнце или в теплое место, где смазка лучше впитается в кожу.
Промокшие ботинки сушат в солнечном месте или возле источников тепла, но ни в коем случае не стоит этого делать прямо над костром, на батарее или печи - от этого кожа высыхает, трескается, становится слишком жесткой и ломкой.
Традиционная одежда, популярная в ретро-туризме, это - штормовой костюм, состоящий из брюк, куртки и отдельно пристегивающегося капюшона. Такие костюмы шили из тонкого брезента и пропитывали водоотталкивающими составами. Ниже прилагается выкройка такого костюма, рассчитанная на человека среднего роста. При подготовке выкройки для более высокого туриста, требуется увеличить значения длины штанин, рукавов, переда и спинки куртки.
При пошиве куртки-штормовки сначала сшивают детали спинки, затем по плечам и бокам спинка сшивается с деталями переда, после чего вшиваются рукава, шов которых должен располагаться ниже линии плеча.
Далее вшиваются клапаны под борта и клапаны с застежками (к левому борту). Потом следует воротник, внутренние карманы, пояс и остальные детали. Все элементы куртки сшиваются одновременно с деталями подкладки.
Пошив брюк штормового костюма: сначала сшивают задние и передние половины, после этого детали сшиваются друг с другом. Затем к брюкам пришивают карманы, а к верхнему срезу - пояс. В последнюю очередь к низу штанин пришивают манжеты. При необходимости в районе пояса закладывают 2-4 вытачки.
Выкройка туристической куртки-штормовки и брюк:
Также ценным предметом одежды является плащ-палатка, представляющий собой водонепроницаемую широкую накидку без прорези (автора этой публикации в детстве под таким офицерским плащом отец возил в школу во время дождя - плащ-палаткой был накрыт взрослый мужчина, ребенок, сидящий на раме велосипеда и частично - сам велосипед. Очень удобная вещь!)
Для тех, кто пожелает сшить плащ-палатку своими руками, выкройка:
Конечно же, современная промышленность предлагает множество готовых решений для туристов, но если у кого-то возникнет желание сделать своими руками водонепроницаемой ткань палатки, куртки или материал, из которого сшиты ботинки, предлагаю несколько рецептов:
Умение развести костер в любых условиях, потратив на это всего 3-4 спички - это мастерство, которое приходит с опытом. Следует запомнить наиболее важные моменты: в теплое время года место костра окапывают по периметру канавками или на всей площадке снимают дерн; в зимнее время необходимо разгрести снег до самой земли - иначе костер будет погружаться в сугроб, образуя яму.
Типы костров различаются по виду пламени и назначению:
Способы укладки дров
Самый простой тип костра - это "шалаш", когда дрова укладывают в виде конуса, дающего узкое высокое пламя или двускатного шалаша - для получения широкого пламени. Для "шалаша" требуются коротко нарубленные дрова, чтобы над огнем было удобно подвешивать посуду, причем, над узким пламенем размещают только один предмет утвари: котелок, чайник и т.д., а широкое пламя позволяет подвесить сразу несколько предметов.
Другой вариант "шалаша" - это так называемый полинезийский костер, когда дрова для растопки укладывают в виде конуса в неглубокую яму, а после того, как они разгорятся, по стенкам ямы размещают более толстые поленья. Такой тип костра обеспечивает большую экономию топлива и дает сильный жар, т.к. на дне ямы скапливаются раскаленные угли. Подобные костры удобно применять в степных условиях и других местах, где приходится экономить на топливе.
Универсальным типом считается костер-колодец, дающий жаркое пламя и используемый преимущественно для приготовления пищи. Дрова для такого костра укладывают в виде решетчатого колодца; поленья нужно класть тесно друг к другу - для этого рекомендуется предварительно обрубить лишние сучки.
У зарубежных туристов того времени наибольшей популярностью пользовались "звездные" костры, поленья которых уложены в виде лучей, расходящихся от центра. Для такого костра обычно используют толстые поленья, дающие много жара и обеспечивающие за счет формы костра получение узкого направленного пламени.
К кострам длительного действия, дающих жаркое пламя, много углей и применяемые для приготовления пищи, просушки одежды и ночлега группы туристов, относятся "таежный", "американский камин" и "нодья".
Таежный костер складывают из длинных - 2,5-3 м бревен хвойных деревьев или сухостоя. Топливо укладывают либо вдоль (длинный костер) или же неправильным колодцем
Американский камин складывают из толстых коротких поленьев; огонь разжигается внизу у основания конструкции: когда нижнее бревно прогорает, оно постепенно рассыпается на угли, а его место занимает следующее полено. Недостатком такого типа костра является неудобство приготовления пищи.
Костер типа "нодья" требователен к качеству топлива - для него нужны сухостойная ель, сосна или смолистая ель. Не стоит путать эти деревья с пихтой - она совершенно не пригодна для нодьи. Дерево рубят на длинные поленья - 2-3 м длиной и два из них укладывают друг на другу, фиксируя их положение колышками. Третье полено укладывают чуть сбоку, т.к. его назначение - это регулировать жар костра.
Между бревном-регулятором и двумя поленьями размещают растопку и поджигают ее. Иногда по всей блине обоих поленьев вырубают небольшие желобки, которые заполняют берестой или сухим мхом и с их помощью разводят огонь.
Если нужно немного ослабить жар, то третье бревно немного отодвигают в сторону. возле нодьи удобно ночевать, если выстроить из веток или натянутых одеял отражательный заслон таким образом, чтобы туристы оказались между стенкой костра и заслоном.
Для того чтобы быстро разжечь костер, для начала понадобится хорошая растопка. Для этого подойдет береста, которая загорается, даже будучи мокрой - нужно только ее расслоить; мелкие сухие веточки ели, высохшая трава, лишайники, сухой мох.
В тайге охотники часто пользуются для растопки "зажигательными палочками" - на сухих сучьях или корнях ели, сосны, кедра ножом делают стружки, не срезая их полностью. Затем их кладут на землю, обкладывают плотным шалашиком из мелких палочек, а поверх них - колодцем кладут уже более толстые поленья.
Растопку зажигают и когда огонь хорошо разгорится, в костер постепенно добавляют дрова. Лучше всего подкладывать массивные поленья, чем небольшие палочки, которые быстро прогорают и почти не оставляют углей. Точно также не стоит подкладывать в костер хвойные ветки, которые сильно дымят и дают множество искр.
Старинная книга, по материалам которой готовится сегодняшний выпуск, была составлена опытными путешественниками, которые познали все тонкости и особенности водного, пешего, лыжного и других видов туризма не из кресел своих кабинетов, а на практике - длительной, тяжелой и очень серьезной. Поэтому все практические советы туристам, приводимые в этом издании, многократно проверены житейским опытом.
Да, возможно, что в наше время они будут выглядеть странно и слишком уж замысловато. когда есть столько готовых решений, но не стоит забывать о том, что никогда не знаешь. в какой ситуации ты вдруг можешь оказаться и вообще - какое будущее ожидает нашу планету. Кто знает, не придется ли однажды нам выживать, не имея под рукой магазинов со снаряжением и всяческим облегчающим жизнь оборудованием?
Снаряжение
Бивуак
От полноценного отдыха зависит комфорт и здоровье путешественников, поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы никакая мелочь не могла воспрепятствовать ночлегу.
Издание первой половины прошлого столетия очень деталь и обстоятельно рассмотрело важнейшие стороны пешеходного, водного, лыжного и других видов туризма. Конечно же, как это было принято в то время, развитие туризма имело в первую очередь, оборонное значение - хорошо подготовленный турист - это почти солдат, способный выжить в любой обстановке.
Но нас эта старинная книга интересует чисто с практической и познавательной точки зрения. Пусть многие предложенные изданием технологии уже и устарели, но тем не менее, навыки выживания, умения ориентироваться, разжигать огонь, оказывать медицинскую помощь никогда не будут лишними.
Снаряжение туриста
Незаменимый для всех видов туризма предмет - это палатка. Основные требования к туристическим палаткам очевидны: она должна быть легкой в транспортировке, ее конструкция должна обеспечивать максимально возможный комфорт, крыша, пол и задняя стенка - непроницаемы для ветра и атмосферных осадков.Для тех туристов, которые предпочтут самостоятельное изготовление палатки, выше приводятся схемы и некоторые подробности пошива. После раскроя отдельных деталей конструкции, каждую из них перед соединением с другими частями, нужно снабдить всеми необходимыми конструктивными элементами.
Крыша палатки: к ней подшиваются короткие края. в которые застрачиваются петли из тесьмы шириной 2-3 см; петли пришивают на так называемых подкреплениях - отрезках плотной ткани, которые прошиваются по всем краям и крест-накрест вместе с петлей и материалом крыши. Конек крыши также подшивают тесьмой, а в концы конька заделывают люверсы, в которые проходит острие крыши. Кроме того, люверсы ставятся и на "подкреплении", к которому пришивается петля для продольной стяжки.
Пол: к полу подшиваются подкрепления и петли для его растяжки. Пол можно кроить вместе с задней стенкой и порожком.
Боковые стенки:к ним пришиваются внутренние карманы для различных мелочей.
Передняя стенка (вход): к ней подшивается один клапан для застежки входа и по два клапана на окна: изнутри и снаружи.
Порядок сшивания деталей:
- к крыше со всеми заранее пришитыми деталями присоединяют боковые стенки;
- затем к крыше и боковым стекам пришивают половинки входного полотнища;
- к крыше и стенкам пришивают заднюю стенку подгибами внутрь.
После этого палатку выворачивают наизнанку и сшивают пол с боковыми стенками, причем края пола накладывают на стенки, загибая вверх и наружу. Вся работа ведется двойным швом. В последнюю очередь пришивают все необходимые застежки - удобнее всего это делать на собранной и растянутой палатке.
Все швы готового изделия в обязательном порядке промазывают резиновым клеем.
Туристический рюкзак
Наряду с палаткой к необходимым для туриста вещам можно отнести рюкзак. Условно в те времена туристические рюкзаки делились на две категории: рюкзаки бескаркасные и каркасные - тогда это еще называлось "рюкзак со станком" и "без станка".Первая категория рюкзаков подходит для небольших грузов и не очень длительных маршрутов, т.к. отсутствие каркаса мешает правильному распределению груза, от прилегающей к спине ткани тело потеет, рюкзак не фиксируется, что может быть неудобным, например, при лыжных походах.
Основные требования к хорошему рюкзаку: он должен быть непромокаемым, вместительным, удобно лежать на спине. У него должны быть широкие, не натирающие плечи лямки, подшитые плотной тканью и несколько небольших карманов для размещения необходимых в походе негабаритных вещей.
Ниже приводятся схемы и выкройки обоих типов рюкзаков.
Ниже будут приведены подробные выкройки, которые позволять сшить рюкзак своими руками - цифры без скобок - это размеры деталей обычного рюкзака; цифры в скобках - размеры для рюкзака с каркасом, во всем остальном выкройка - универсальна. Кружками обозначаются номера деталей.
Схема сборки и пошива рюкзака такова:
- к спинке (дет. 4) пришивают укрепляющие полоски (дет. 5); подрубают сверху внутренний карман (дет. 6) швом внутрь, пришивают карман с трех сторон к спинке;
- подрубают клапан внутреннего кармана (дет. 7) и выметывают петли для пуговиц; пришивают клапан к спинке;
- обшивают тесьмой верхние края наружного среднего кармана (дет.8), боковых карманов (дет.9), и их клапанов (дет. 10 и 11). Сшивают все углы, сгибая карманы и клапаны;
- пришивают к карманам ремешки (дет. 12) с пряжками; пришивают к клапанам ремни для застегивания (дет. 13);
- к передней детали (дет. 14) пришивают три кармана и три клапана, ремешки (дет. 12) с пряжками для застегивания верхнего клапана и шлевки (дет. 15) для над боковыми карманами;
- с изнаночной стороны переднюю часть сшивают со спинкой, загибают на 30 мм верх обеих деталей и прошивают;
- с обоих боков закладывают складки шириной 15 мм и прошивают: первые складки на месте соединения спинки с передом, вторые - на передней части;
- в шов по верху рюкзака и во все четыре складки вставляют люверсы. Для шнуровки - в боковые складки по 9 шт., в верхний край - 18 шт.
- ко дну (дет. 16) пришивают два ремешка с пряжками таким образом, чтобы пряжки со стороны спинки выглядывали за дно. Также ко дну пришивают шлевки (дет. 15), а затем двойным швом деталь днища рюкзака пришивают к передней части и спинке;
- пришивают ремни (дет. 17) к нижним углам спинки - для пристегивания к каркасу. К верхнему клапану (дет. 18) пришивают ремни (дет. 19), не забывая сделать небольшой пропуск в швах. В верхнем клапане прошивают две вытачки;
- внутренний карман клапана (дет. 20) подрубают сверху; также подрубают с одной стороны клапан кармана (дет. 21) и делают петли для пуговиц;
- внутренний карман и его клапан пришивают к верхнему клапану и обшивают его тесьмой. После этого верхний клапан двумя швами пришивают к середине верха спинки;
- по окружности сшивают две половинки чехла для дуги (дет. 22) и пришивают его к середине верха спинки прорезью вниз;
- к наплечным ремням (дет. 3) пришивают ремешки с пряжками (дет. 12) и спинные ремни (дет. 2). К спинным ремням также пришивают ремешки с пряжками (дет. 12).
Примечания: на каркасный рюкзак расход ткани составляет 2,1 кв. м; наиболее оптимальная ширина тесьмы - 15 мм; внутренние карманы желательно делать из плотной ткани с водоотталкивающей пропиткой, расход - 0,5 кв. м. Детали 2, 17, 22 предназначены только для каркасного рюкзака.
Как сшить спальный мешок
Такая же необходимая в походе вещь, как палатка и рюкзак - спальный мешок. Требования к нему очень простые: он должен быть удобным, теплым и мягким, легко застегивающимся и расстегивающимся, пропускающим естественные испарения тела.В качестве утеплителя для спального мешка могут использоваться такие материалы, как ватин. шерстяная вата, натуральный пух: самым лучшим пухом считается гусиный и гагачий. Утепляющие слои при самостоятельном пошиве мешка должны быть обязательно простеганы, причем самая лучшая стежка - это ручная, т.к. при машинной стежке в швах материал спрессовывается и впоследствии плохо сохраняет тепло.
Тем, кто хочет сшить спальный мешок своими руками, рекомендуется придерживаться такой последовательности:
- при соединении обеих половин мешка, сначала сшивают ткань внутренних полотнищ, чтобы края шва прилегали к слою утеплителя; утепляющие слои сшиваются между собой вручную;
- верхние полотнища сшиваются в последнюю очередь швом наружу - в последствии этот шов обрабатывается тесьмой;
- при раскрое необходимо учитывать усадку от стежки, составляющую 10-12% и припуски на швы примерно в 1-2 см;
- застежку разрезов делают в виде небольших круглых палочек с желобком посередине, которые пришивают к тесьме и застегиваются на петли. Также можно сделать мешок на "молнии" или на пуговицах;
- при формировании утеплителя, важно помнить. что его распределение должно быть неравномерным: в области таза и головы нужно сделать утолщения.
Выкройка спального мешка:
Одежда туриста
Чтобы обувь туриста служила долго, ей важно обеспечить соответствующий уход: перед походом ботинки смазывают старым свиным салом, рыбьим жиром, касторовым масломи т.д. Мазь наносят только на сухую обувь, после чего ее ставят на солнце или в теплое место, где смазка лучше впитается в кожу.
Промокшие ботинки сушат в солнечном месте или возле источников тепла, но ни в коем случае не стоит этого делать прямо над костром, на батарее или печи - от этого кожа высыхает, трескается, становится слишком жесткой и ломкой.
Традиционная одежда, популярная в ретро-туризме, это - штормовой костюм, состоящий из брюк, куртки и отдельно пристегивающегося капюшона. Такие костюмы шили из тонкого брезента и пропитывали водоотталкивающими составами. Ниже прилагается выкройка такого костюма, рассчитанная на человека среднего роста. При подготовке выкройки для более высокого туриста, требуется увеличить значения длины штанин, рукавов, переда и спинки куртки.
При пошиве куртки-штормовки сначала сшивают детали спинки, затем по плечам и бокам спинка сшивается с деталями переда, после чего вшиваются рукава, шов которых должен располагаться ниже линии плеча.
Далее вшиваются клапаны под борта и клапаны с застежками (к левому борту). Потом следует воротник, внутренние карманы, пояс и остальные детали. Все элементы куртки сшиваются одновременно с деталями подкладки.
Пошив брюк штормового костюма: сначала сшивают задние и передние половины, после этого детали сшиваются друг с другом. Затем к брюкам пришивают карманы, а к верхнему срезу - пояс. В последнюю очередь к низу штанин пришивают манжеты. При необходимости в районе пояса закладывают 2-4 вытачки.
Выкройка туристической куртки-штормовки и брюк:
Также ценным предметом одежды является плащ-палатка, представляющий собой водонепроницаемую широкую накидку без прорези (автора этой публикации в детстве под таким офицерским плащом отец возил в школу во время дождя - плащ-палаткой был накрыт взрослый мужчина, ребенок, сидящий на раме велосипеда и частично - сам велосипед. Очень удобная вещь!)
Для тех, кто пожелает сшить плащ-палатку своими руками, выкройка:
Рецепты водоотталкивающей пропитки
- ткань погружают в теплый мыльный раствор: на 5 л воды берут 500 г мыла и оставляют до тех пор, пока материал хорошо не пропитается. Затем ткань отжимают и помещают в насыщенный раствор алюминиевых квасцов. Сушить, не отжимая;
- к мыльному раствору (100 г мыла на 1 л воды) добавляют 250 г кальцинированной соды и 450 г порошка канифоли. Ткань обрабатывают, как в предыдущем пункте;
- в 90 частях воды растворяют 10 частей качественного столярного клея, 1 часть двухромовокислого кальция и 3 части уксусной эссенции. Сушат ткань, не отжимая;
- в 2 литрах бензина, нагретого на водяной бане, растворяю 300 г парафина, такое же количество вазелина и 100 г глицерина. Ткань погружают на 30-40 минут, берегут от огня.
Как правильно разводить костер
Типы костров различаются по виду пламени и назначению:
- пламенный костер отличается большим огнем и малым количеством получившегося в результате горения угля;
- дымовой костер, применяемый обычно в сигнальных целях, дает мало огня, но много дыма за счет покрытия дров слоем влажного мха или свежей травой;
- жаркий костер образует много углей за счет множества толстых, медленно сгорающих бревен. Такой костер удобен для приготовления пищи, сушки одежды и ночлега.
Способы укладки дров
Самый простой тип костра - это "шалаш", когда дрова укладывают в виде конуса, дающего узкое высокое пламя или двускатного шалаша - для получения широкого пламени. Для "шалаша" требуются коротко нарубленные дрова, чтобы над огнем было удобно подвешивать посуду, причем, над узким пламенем размещают только один предмет утвари: котелок, чайник и т.д., а широкое пламя позволяет подвесить сразу несколько предметов.
Другой вариант "шалаша" - это так называемый полинезийский костер, когда дрова для растопки укладывают в виде конуса в неглубокую яму, а после того, как они разгорятся, по стенкам ямы размещают более толстые поленья. Такой тип костра обеспечивает большую экономию топлива и дает сильный жар, т.к. на дне ямы скапливаются раскаленные угли. Подобные костры удобно применять в степных условиях и других местах, где приходится экономить на топливе.
Универсальным типом считается костер-колодец, дающий жаркое пламя и используемый преимущественно для приготовления пищи. Дрова для такого костра укладывают в виде решетчатого колодца; поленья нужно класть тесно друг к другу - для этого рекомендуется предварительно обрубить лишние сучки.
У зарубежных туристов того времени наибольшей популярностью пользовались "звездные" костры, поленья которых уложены в виде лучей, расходящихся от центра. Для такого костра обычно используют толстые поленья, дающие много жара и обеспечивающие за счет формы костра получение узкого направленного пламени.
К кострам длительного действия, дающих жаркое пламя, много углей и применяемые для приготовления пищи, просушки одежды и ночлега группы туристов, относятся "таежный", "американский камин" и "нодья".
Таежный костер складывают из длинных - 2,5-3 м бревен хвойных деревьев или сухостоя. Топливо укладывают либо вдоль (длинный костер) или же неправильным колодцем
Американский камин складывают из толстых коротких поленьев; огонь разжигается внизу у основания конструкции: когда нижнее бревно прогорает, оно постепенно рассыпается на угли, а его место занимает следующее полено. Недостатком такого типа костра является неудобство приготовления пищи.
Костер типа "нодья" требователен к качеству топлива - для него нужны сухостойная ель, сосна или смолистая ель. Не стоит путать эти деревья с пихтой - она совершенно не пригодна для нодьи. Дерево рубят на длинные поленья - 2-3 м длиной и два из них укладывают друг на другу, фиксируя их положение колышками. Третье полено укладывают чуть сбоку, т.к. его назначение - это регулировать жар костра.
Между бревном-регулятором и двумя поленьями размещают растопку и поджигают ее. Иногда по всей блине обоих поленьев вырубают небольшие желобки, которые заполняют берестой или сухим мхом и с их помощью разводят огонь.
Если нужно немного ослабить жар, то третье бревно немного отодвигают в сторону. возле нодьи удобно ночевать, если выстроить из веток или натянутых одеял отражательный заслон таким образом, чтобы туристы оказались между стенкой костра и заслоном.
Как разжечь костер
В тайге охотники часто пользуются для растопки "зажигательными палочками" - на сухих сучьях или корнях ели, сосны, кедра ножом делают стружки, не срезая их полностью. Затем их кладут на землю, обкладывают плотным шалашиком из мелких палочек, а поверх них - колодцем кладут уже более толстые поленья.
Растопку зажигают и когда огонь хорошо разгорится, в костер постепенно добавляют дрова. Лучше всего подкладывать массивные поленья, чем небольшие палочки, которые быстро прогорают и почти не оставляют углей. Точно также не стоит подкладывать в костер хвойные ветки, которые сильно дымят и дают множество искр.
Советы бывалых туристов
Да, возможно, что в наше время они будут выглядеть странно и слишком уж замысловато. когда есть столько готовых решений, но не стоит забывать о том, что никогда не знаешь. в какой ситуации ты вдруг можешь оказаться и вообще - какое будущее ожидает нашу планету. Кто знает, не придется ли однажды нам выживать, не имея под рукой магазинов со снаряжением и всяческим облегчающим жизнь оборудованием?
Снаряжение
- жесть от консервных банок, нарезанная полосками, может пригодиться при ремонте сломанной лыжи, весла и других деревянных предметов. Также из банок получаются удобные и безопасные светильники или подсвечники, а также - емкости для разогревания жидкостей;
- чтобы во время похода не разбились стеклянные предметы (если таковые имеются), их можно убрать в самодельные чехлы из велосипедных камер или даже детских сосок;
- если по каким-либо причинам были утрачены (испорчены) стельки в обуви, их можно заменить стельками из сена: оно мягкое, хорошо принимает форму ноги и впитывает влагу;
- чтобы быстро просушить намокшую обувь, ее нужно набить сеном и подвесить сушиться на хорошо продуваемое ветром место;
- если по каким-либо причинам нужно чем-то заменить рюкзак, можно воспользоваться опытом сибирских охотников, которые вещи заворачивают в одеяло или палатку, и помещают этот рулон в каркас, сделанный из гибких веток рябины, березы или черемухи. Ветки толщиной 1,5-2,5 см хорошенько нагревают возле костра в месте будущего сгиба и осторожно гнут вокруг бревна. Лямки такого импровизированного рюкзака делают из ремня, который привязывают бечевкой к середине изогнутого каркаса.
Бивуак
От полноценного отдыха зависит комфорт и здоровье путешественников, поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы никакая мелочь не могла воспрепятствовать ночлегу.
- если по неосторожности были утеряны спички или другие средства для разведения костра, добыть огонь можно с помощью лупы - при условиях солнечного дня или выстрелом из ружья, зарядив гильзу на четвертью заряда черного пороха и используя в качестве пыжа сухую траву, мох или бумагу;
- если кирпич пропитать керосином и потом зажечь его, то можно получить долгое и ярко горящее пламя;
- если бивуак разбит в местности с плохой водой, то утолить жажду можно морсом из собранных поблизости ягод: плоды заворачивают в чистую тряпку и тщательно отжимают в подготовленную емкость;
- чтобы защитить место ночлега от змей, его ограждают волосяной веревкой. Тот же эффект обеспечивает и ночлег на кошме (подстилка из овечьей или верблюжьей шерсти) или просто на бараньей шкуре;
- если есть потребность в поваренной соли, а место отдыха располагается вблизи морской воды, то соль можно получить методом выпаривания соленой воды в котелке: достаточно выпарить жидкость наполовину, чтобы в осадке получить чистую пищевую соль.