Как выяснилось чуть раньше, в предыдущем выпуске блога, самодельная бумага - это не так уж и сложно. Стоит научиться делать бумагу в домашних условиях, и на базе этой технологии можно освоить производство самодельного картона и папье-маше. Напомню, что ремеслу изготовления самодельной бумаги мы учились по специализированному изданию 1885 года.
Сегодня продолжим "бумажную" тему и рассмотрим изготовление так называемого растительного пергамента. Автор предлагает использовать эту бумагу в качестве безвредной и очень удобной обертки для колбасных изделий, чая, икры и других продуктов. Также он считает, что эта бумага во многих случаях может заменять свинцовую или оловянную станиоль.
Если честно, я не сразу догадалась, о каком растительном пергаменте идет речь. Надеюсь, что мои читатели окажутся сообразительнее :) На всякий случай в конце рассказа я дам картинку-подсказку, которая и окончательно пояснит, что же за разновидность самодельной бумаги такая называлась в XIX веке растительным пергаментом.
Итак, подготовительный процесс был уже описан в предыдущем выпуске, поэтому сразу перейдем к моменту получения сухой, но не неклеенной еще бумаги. (Видимо, и на подготовительной стадии клей в тряпичную массу добавлять не нужно - автор как-то упустил этот момент из виду, сделав акцент на "берем сухую неклееную бумагу").
Каждый лист обмакивают в раствор английской серной кислоты: 2,5 фунта серной кислоты и 31 золотник воды. Напомню, что фунт - 409,5 г; золотник - 4, 27 г.
Бумагу выдерживают в растворе примерно 5-20 секунд, после чего лист промывают сначала в холодной воде с небольшим добавлением нашатырного спирта, затем - в чистой воде и отправляют на просушку.
Чтобы бумага не деформировалась от влаги, ее сушат под прессом. Чтобы растительный пергамент можно было использовать для обертки металлических изделий, в бумажную массу на подготовительном этапе рекомендуется подмешивать цинковый порошок. Как вариант, порошок можно добавлять поверх клея, когда производство доходит до стадии оклеивания листов.
Картинка-подсказка, поясняющая, о каком растительном пергаменте идет речь:
Как сделать толь
Как делать картон, мы уже знаем, а вот смолу для его пропитки готовят так:
- составляют смесь из дегтя, еловой и сосновой смолы;
- полученную массу кипятят на открытом воздухе с добавлением костяного угля, графита или обычной сажи;
- в смолу, доведенную до кипения, обмакивают картон, погружая лист на 3-4 минуты и держа его за края, после чего лист переворачивают нетронутыми углами вниз, заботясь о том, чтобы смола как следует пропитала лист;
- сушку просмоленных листов осуществляют на веревочных сетях, которые предварительно присыпают графитом - эта мера предохраняет толь от растрескивания.
Как сделать цветную бумагу
Цветная самодельная бумага может быть получена как из разноцветного сырья, не подвергавшегося обесцвечиванию, так и путем добавления красителей в тряпичную массу. Чтобы получить разные цвета, автор предлагает воспользоваться вот такой табличкой:
Если требуется окрашивание бумаги только с одной стороны, то применяют ручное нанесение красителя на лист уже готовой бумаги.
Как сделать мраморную бумагу
Мраморная или "турецкая" бумага - это своеобразная разновидность окрашивания. Для этого берут широкий сосуд с плоским дном, наливают в него густой крахмальный клейстер или вишневый клей (он же - камедь, гуммиарабик. Сухая вишневая смола измельчается в порошок и заливается теплой водой).
В другом сосуде разводят краски на животном клее (можно заменить современным желатином). Кистью краски разбрызгивают на поверхности клея в первом сосуде, а потом на клее тонкой палочкой делают небольшие бороздки и узоры, имитирующие мраморный рисунок.
Лист бумаги плотно прижимают к клею с красками, после чего сушат, развешивая на веревках. Наилучший эффект получается не на белой, а на окрашенной в какой-нибудь цвет самодельной бумаге.
Чтобы получить "ситцевую" бумагу, т.е. лист с рисунком, необходимо заготовить штамп - как правило, его делают из грушевого или букового дерева.
На деревянной заготовке вырезают нужный узор, поверхность штампа смазывают краской, смешанной с крахмалом или клеем, после чего рисунок наносят на листы бумаги.